0
722
Газета В мире Интернет-версия

02.06.2003 00:00:00

"Развод" Парижа и Вашингтона невозможен

Брюно Тертрэ

Об авторе: Брюно Тертрэ - директор по научной работе Фонда стратегических исследований.

Тэги: франция, вашингтон, политика


В истории отношений Франции и США едва ли можно найти пример столь же глубокого кризиса, как тот, что возник из-за Ирака. Помимо коллективной истерии, которая привела к "перекрещению" картофеля фри и выливанию в канализацию бутылочного бордо, присутствует реальная озлобленность по отношению к Франции американского населения и, в частности, американской элиты. Оппозиция Парижа к войне в Ираке, кризис в НАТО из-за вопроса защиты Турции заставили американцев почувствовать, что их покинули, если не предали.

Из Франции этот феномен наблюдали со смешанным ощущением сожаления и непонимания. Франция считает себя хорошим союзником США, который всегда был рядом, когда Америке грозила опасность, как это продемонстрировала солидарность Франции после 11 сентября. Париж также оказывал широкое содействие операциям НАТО на Балканах. Франция ощутила еще большую горечь от того, что нападки касались не только французской политики, но и культуры и истории страны. Иракская угроза Соединенным Штатам французам не представлялась непосредственной, таким образом, здесь не видели и оснований для солидарности с Вашингтоном. Сопротивление позиции, занятой США, было в глазах Парижа оправдано идеей, что вопрос стоял о будущем системы международной безопасности. Именно этой идеей объясняется позиция г-на Ширака, а не так называемые французские интересы в Ираке (которые значительно меньше, чем французские интересы в США!).

Французская позиция во время иракского кризиса была, несомненно, чрезмерно жесткой. Действительно ли было необходимо препятствовать каким бы то ни было планам НАТО защитить Турцию? Требовалось ли публично утверждать, что Париж выступит против силовой резолюции в Совбезе ООН? Следовало ли Шираку давать понять, отправляясь в апреле в Санкт-Петербург на встречу с г-ми Путиным и Шредером, что франко-германо-российская "ось добра" будет трансформироваться в настоящую антиамериканскую коалицию?

Результат таков, что Вашингтон, кажется, всерьез намерен заставить Париж заплатить за отношение последних месяцев. Франция воспринимается как "слабое звено" либо как ключ к сокрушению фронта сопротивления американскому одностороннему подходу. Пентагон, ободренный высказываниями г-на Чейни, возглавил это наступление. Господин Рамсфелд хочет порвать военные связи с Францией, а г-н Вулфовиц - предоставить более сильную роль внутри НАТО Комитету военного планирования, в котором Франция не заседает. Ставится также вопрос и о расширении "четверки" (неформальных встреч американских, британских, немецких и французских представителей), чтобы таким образом уменьшить вес Франции.

Однако, со своей стороны, Париж пошел на уступки. Франция решила не препятствовать тому, чтобы НАТО сыграла роль не только в Афганистане, но, возможно, и в Ираке, а также проголосовала за отмену санкций против Багдада.

Франция, без сомнения, оказалась в стороне от основного восстановления Ирака. И этим летом в Париж, конечно, приедет меньше техасских туристов. Но все не должно зайти слишком далеко. Не будем забывать, что франко-американская торговля очень важна и сбалансирована: объем экспорта, равно как и импорта, составляет 26 млрд. евро. Франция создает значительное число рабочих мест в США, как это продемонстрировало дело SODEXHO. (Попытка политического лоббирования, имевшая целью разорвать контракт этой фирмы с Пентагоном, отозвалась долгим эхо: в ней работают десятки тысяч американцев.)

Наконец, Франция располагает козырями, которые могут быть полезны для США. Те, например, по достоинству оценивают французскую экспертизу в области внутренней безопасности, борьбе с терроризмом, поддержании мира. Французское влияние на Ближнем Востоке также может быть полезным Вашингтону. Франция и США, кроме того, давно поддерживают техническое сотрудничество в области военного атома.

Как представляется, идеи Пентагона, касающиеся смены правил в Североатлантическом альянсе, обречены на провал. Комитет военного планирования не способен заменить Североатлантический совет, обладающий высшей политической властью в альянсе. И многие европейские члены НАТО были бы против замены правила консенсуса правилом большинства.

Между Францией, Европой и США существует общность интересов и взаимозависимость, которые делают любой настоящий "развод" невозможным. Господин Ширак пока не готов принять приглашение Буша приехать к нему на ранчо в Техас. Но примирение между Парижем и Вашингтоном не становится от этого менее неизбежным.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1643
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1753
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4058

Другие новости