0
1153
Газета В мире Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

Nord Stream вступит в строй в 2011 году

Тэги: газ, северный поток, европа


Российско-германский газовый проект Nord Stream («Северный поток») вызвал немало споров в Европе прежде всего из-за позиции ряда прибалтийских государств. Газопровод, который должен соединить побережье России под Выборгом с берегом Германии в районе Грайфсвальда, вступит в строй в 2011 году. В интервью «НГ» управляющий директор акционерного общества Nord Stream Маттиас Варниг рассказал о том, как будет реализовываться проект и отверг критику, звучащую в адрес России и Германии.

– Господин Варниг, ведущие политики ЕС и представители оппозиционных партий Германии придерживаются мнения, что Nord Stream – слишком дорогой проект. Они считают, что проложенная по суше труба потребовала бы намного меньше строительных затрат. Как вы отвечаете таким скептикам?

– Тщательно проведенные научные исследования показывают, что Nord Stream по сравнению с трубопроводами, проложенными по материковой части, обладает ярко выраженными экологическими, техническими и экономическими преимуществами. Хотя он сначала и требует относительно высоких инвестиционных затрат, однако издержки по его эксплуатации небольшие. Если вы примете во внимание все затраты, то увидите, что Nord Stream за 25 лет эксплуатации окажется на 15% выгоднее, чем соответствующий материковый трубопровод. При прокладке подобной линии по суше нам бы потребовалось пять компрессорных станций, чтобы поддерживать постоянное давление в трубе. Это вызвало бы дополнительные затраты на оплату персонала, на проведение гарантийных работ и повысило бы энергоемкость.

– По последним сведениям, Nord Stream будет стоить восемь вместо изначально запланированных 4,5 миллиарда евро. В Германии это вызывает неудовольствие, ведь все затраты в конечном счете будут возмещены из кармана потребителя. Разделяете ли вы эти опасения?

– По данным ведущего научно-исследовательского института Global Insight, потребность в импорте газа в Европейский союз к 2015 году вырастет где-то на 200 миллиардов кубометров и достигнет 550 миллиардов кубометров в год. Nord Stream инвестирует 7,4 млрд. евро именно для того, чтобы предотвратить грозящие перебои в импорте газа в ЕС. Вообще, диверсификация транспортных путей ведет к сбалансированной конкуренции, таким образом оказывая положительное влияние на формирование европейских цен на газ. Поэтому инвестиции, которые Nord Stream вкладывает в строительство газопровода, не повлияют на последующую цену на газ в Европе.

Решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря было принято абсолютно продуманно, после тщательного рассмотрения. С экономической точки зрения, так же как и с экологической и технической, Nord Stream – эффективное решение задачи по обеспечению Европы российским газом.

– Не секрет, что цены на составляющие трубопровода, а это, естественно, прежде всего – трубы, которые делаются из стали, повысились. Означает ли это, что издержки будут, по всей вероятности, повышаться и дальше?

– Мы уже заключили договоры с поставщиками стальных труб. Мы ожидаем, что вскоре будут подписаны договоры и по прокладке труб. Это – солидная основа для нашего финансового планирования. Формирование цен на сталь предусматривается при расчете всех издержек. Также и дополнительные расходы на поддержание стандартов безопасности и защиту окружающей среды уже учтены в наших планах.

– Эксперты опасаются, что имеющихся в распоряжении запасов российского газа не хватит, чтобы заполнять эти трубы. Если такие прогнозы сбудутся, что вы будете делать?

– Nord Stream будет использовать запасы с полуострова Ямал, из Южнорусского месторождения и позднее из Штокмановского месторождения. Запасы газа одного лишь месторождения Штокман оцениваются в 3800 миллиардов кубометров. Мы можем исходить из того, что в будущем добыча и транспортировка газа будут еще эффективнее. Поэтому мы не разделяем этих опасений.

– Некоторые государства, имеющие выход к Балтийскому морю, не приветствуют строительство газопровода. В частности, их беспокоит ухудшение экологической ситуации. Поэтому, например, Швеция требует обширного экологического мониторинга. Как вы можете ответить на эти упреки?

– Еще на стадии планирования мы особенно следили за тем, чтобы уменьшить возможное негативное влияние на окружающую среду во время строительства и эксплуатации газопровода. Nord Stream проводит широкомасштабный контроль последствий строительства газопровода для окружающей среды в соответствии с международными и национальными предписаниями. Мы стараемся вести интенсивный диалог с общественностью и административными органами в странах Балтийского моря.

– Возможно ли, что экомониторинг замедлит строительство газопровода?

– Чтобы как можно больше времени уделить экологическим исследованиям, консультациям и решению вопросов на административном уровне и при этом не выйти из графика пуска газопровода, мы в настоящее время оптимизируем процесс прокладки.

– Со стороны ряда балтийских стран звучали протесты, Польша высказывала опасения, что Россия может ограничить поставки газа в эту страну. Имеют ли они под собой почву?

– Наша цель – создание надежной и экологически беспроблемной инфраструктуры для транспортировки газа из России в Европу. Из-за его большого значения для надежности обеспечения Европы государства–члены ЕС придали Nord Stream статус «проекта европейского значения». Россия поставляет газ в Европу в течение десятилетий. В 2005 году около 73% всего российского экспорта газа поступало в Европу. Поэтому и российско-европейское партнерство свидетельствует не об односторонней зависимости, а об обоюдосторонней заинтересованности. Наш проект не представляет никакой опасности ни для наполняемости уже существующих польских, ни каких-либо других трубопроводов. Наоборот, все проекты по строительству газопроводов нужны, чтобы в будущем обеспечить надежность энергоснабжения Европы.

– Когда Nord Stream вступит в эксплуатацию?

– Мы постоянно ведем диалог с государствами, имеющими выход к Балтийскому морю. В октябре этого года мы предоставим соответствующим ведомствам полный проект доклада о трансграничной экологической безопасности. Мы начнем строительство первой очереди газопровода, как только будут получены необходимые разрешения отдельных государств, имеющих выход к Балтийскому морю. Комитет акционеров только что подтвердил, что первая очередь газопровода будет принята в эксплуатацию в 2011 году.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1566
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1465
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1683
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1400

Другие новости