0
1473
Газета В мире Интернет-версия

09.04.2009 00:00:00

Полевение выручило Латинскую Америку

Хуан Кобо

Об авторе: Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.

Тэги: латинская америка


Межамериканский банк развития в докладе по случаю 50-летия создания сообщает, что мировой финансовый кризис в меньшей мере отразился на Латинской Америке, чем на США и Европе. Его воздействие по-настоящему начнет ощущаться лишь в будущем году. Это связывают с закреплением методов регулирования экономики в целом ряде стран континента.

Как отмечается в докладе, в последние пять-шесть лет Латинская Америка совершила беспрецедентный в своей истории прорыв в экономическом развитии, темпы роста ее ВВП превышали 5%. За это время количество бедных на континенте уменьшилось на 40 млн., увеличился средний класс. При этом большинство лидеров этих стран стремились регулировать экономику, уделяли большое внимание социальным мерам. Иными словами, делали то, что сейчас, когда разразился кризис, даже сторонники «невидимой руки» рынка стали признавать необходимым.

Более активную социальную политику руководства стран Латинской Америки объясняют тем, что старую правящую элиту, которая на протяжении 400 лет загоняла континент в отсталость и нищету, сменили политики новой формации. При этом, как оказывается, заметное место среди них занимают левые либо бывшие левые.

Речь идет об уникальном феномене, своего рода кульминацией которого можно считать результаты прошедших в марте выборов в Сальвадоре. Там на последних выборах в марте с.г. победил «Фронт Национального освобождения Фарабундо Марти», который в 80-х годах прошлого века боролся за власть с оружием в руках. Ныне это одна из влиятельных политических партий страны. Однако такого рода поворот в Латинской Америки в последние годы перестал быть политической экзотикой.

В целом ряде стран бывшие партизаны легализовавались, создали политпартии, признавшие правила демократической игры. Часто они переходили на социал-демократические и даже социал-христианские позиции.

В Бразилии, ныне выбивающейся в лидеры Латинской Америки, многие близкие сотрудники президента Лулы да Силвы (в прошлом руководителя профсоюза металлургов и создателя левой Партии трудящихся) были раньше участниками партизанских движений. Президент Чили – детский врач-хирург Мишель Бачелет – в свое время была близка к революционным кругам, но затем возглавила Социалистическую партию – ту самую, которой руководил в прошлом Сальвадор Альенде. В Боливии вице-президентом является известный математик Альваро Гарсия Линера, бывший коммунистом, организатором и идеологом «Партизанской армии Тупак Катарен» (кстати, и президент Эво Моралес в прошлом был видным профсоюзным лидером). В Венесуэле бывший партизанский руководитель адвокат Али Родригес занимал в правительствах Уго Чавеса посты министра иностранных дел, финансов, энергетики и шахт и другие (самого Чавеса тоже можно считать в прошлом повстанцем – он, будучи военным, в 1992 году предпринял попытку свергнуть правительство, в чем его поддержал Родригес).

В Уругвае бывшие городские партизаны «тупамарос» занимают крупные посты в правительстве президента Табаре Васкеса и выдвинули кандидатом на пост главы государства одного из основателей своей организации Хосе Мухику. В Никарагуа – единственной стране, в которой в 1979 году повстанческое движение «Сандинистский фронт национального освобождения» сумело силой свергнуть военного диктатора Анастасио Сомосу, – они, вынужденные в 1990 году оставить власть в результате выборов, в 2006 году снова победили у избирательных урн┘

Все эти политики новой формации в свое время ушли в партизаны, будучи студентами, многие – сложившимися высокообразованными специалистами, представителями интеллектуальной элиты. К этим политикам применимо изречение: «Тот, кто не был в молодости революционером, – бездушный эгоист, тот, кто остался им в зрелом возрасте, – неумный человек».

Придя к власти, многие показали себя умелыми управленцами, социально ориентированными прагматиками, притом менее подверженными коррупции, чем их предшественники из числа правых. Они верят в демократию и безусловно признают необходимость частной собственности, рыночной экономики, свободного предпринимательства. Но при этом продвигают социальные программы, рассчитанные в первую очередь на оказание помощи бедным. В этом причина широкий поддержки, которой они пользуются в своих странах.

Объединяет политиков новой формации в разной степени неприятие политики диктата Вашингтона (особенно при администрации президента Буша-младшего), а также симпатии к Кубе, которые, правда, не выливаются в попытки копировать кубинскую модель. Одни страны (Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Эквадор) более социально направлены и критичны в отношении США. Ближе к левому центру находятся Бразилия, Чили, Уругвай. Аргентина занимает место между этими группами.

Первых часто называют популистами, вторых причисляют к прогрессивным реформистам. Но в любом случае руководители этих стран континента отказались от латиноамериканского варианта «детской болезни левизны», выбрав своего рода «третий путь».

Валенсия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1412
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1604
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1707
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4001

Другие новости