Турки аль-Фейсал предупредил НАТО.
Фото Reuters
Саудовская Аравия обзаведется ядерным оружием, если таковое появится у Ирана. Это предупреждение, по информации британской печати, сделал Западу ранее в этом месяце принц Турки аль-Фейсал, который считается претендентом на пост министра иностранных дел. Эксперты «НГ» считают сигнал Эр-Рияда реакцией на новости из Ирана, где планируется наращивание ядерных мощностей, и на нестабильность в регионе.
Предупреждение саудовского принца аль-Фейсала, который ранее возглавлял разведку королевства, было сделано в узкой аудитории. Этот член монаршей семьи прибыл 8 июня на базу ВВС Великобритании «Молсуорт», где специалисты из НАТО собирают и анализируют информацию о Ближнем Востоке и Средиземноморье.
Аль-Фейсал дал понять высокопоставленным военным собеседникам из Североатлантического альянса, что в случае получения Ираном атомной бомбы в регионе может вспыхнуть ядерный конфликт.
Принц выразился дипломатично: наличие подобного оружия у Ирана «вынудило бы Саудовскую Аравию... проводить политику, способную привести к неописуемым и, возможно, драматическим последствиям». В детали этой политики он вдаваться не стал. Но вчера Guardian процитировала высокопоставленного чиновника из близкого окружения аль-Фейсала: «Если у Ирана будет ядерное оружие, для нас это неприемлемо и нам придется последовать его примеру».
Саудовская Аравия, управляемая семьей аль-Саудов, которые исповедуют суннизм, регулярно демонстрирует обеспокоенность ситуацией с безопасностью в регионе, где на роль ведущей державы претендует шиитский Иран. Если верить WikiLeaks, король Саудовской Аравии Абдалла в 2008 году негласно намекал Вашингтону, что все страны Персидского залива обзаведутся ядерным оружием, если оно появится у персов.
Может ли Эр-Рияд выполнить свое предупреждение? В этом уравнении несколько неизвестных. Это Иран, который утверждает, что его ядерная программа преследует только мирные цели. Это также Израиль, который уже неоднократно авиаударами нейтрализовывал потенциальную ядерную угрозу в свой адрес на территории враждебных соседей – в Ираке в 1981-м и в 2007-м в Сирии. Тель-Авив воспринимает ядерный Иран как угрозу своему существованию. Наконец, это США, ближайший союзник Израиля, которые уже несколько лет возглавляют кампанию по удушению иранской ядерной программы с помощью санкций и не убирают со стола силовой вариант.
И все же очевидно, что угроза распространения ядерного оружия увеличивается. Примеры Ирака, Ирана, КНДР, Ливии и ряда других стран продемонстрировали недостаточную эффективность международного контроля над оборотом ядерных материалов и технологий в рамках ДНЯО. Как отмечают эксперты, обострение проблем климата и прогнозируемый дефицит углеводородов предопределяют интенсивный рост мировой ядерной энергетики в ближайшие десятилетия, включая распространение критических технологий ядерного топливного цикла и ядерных материалов. При этом потребности в энергии оказываются удобной ширмой для ряда стран, расположенных в нестабильных регионах, чтобы развивать свои ядерные программы. Саудовская Аравия, по сообщению арабских СМИ, планировала построить не менее 16 ядерных реакторов к 2030 году. Официально – для обеспечения энергетической безопасности.
«Заявление аль-Фейсала – тревожный сигнал, так как речь идет о потенциальном расползании ядерных технологий прошлого века. За XX столетие было подготовлено огромное количество ученых разной национальности и взглядов, обладающих достаточными знаниями для создания бомбы», – заявил «НГ» гендиректор группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко. По его мнению, с учетом мощных финансовых ресурсов королевства теоретически такое оружие разработать саудовцы могут. Однако для практического воплощения идеи потребовались бы химические и обогатительные мощности, появление которых в королевстве может зафиксировать международное сообщество. При определенных условиях оно могло бы предотвратить опасное развитие саудовской ядерной программы. В свою очередь, участник переговоров по разоружению между СССР и США генерал-лейтенант Геннадий Евстафьев предположил, что Эр-Рияд, возможно, рассчитывает на помощь Пакистана. «Много лет саудовцы поддерживали доверительные отношения с Исламабадом. Нельзя исключать, что в 1970-х годах при президенте Зульфикаре Али Бхутто было достигнуто определенное понимание по ядерному вопросу», – считает он. Но Эр-Рияд, похоже, напрасно надеется на пакистанцев: США в случае необходимости могут предпринять упреждающие акции по захвату пакистанских ядерных объектов. Что касается черного рынка, то, по мнению Евстафьева, история с отцом пакистанской бомбы Абдулом Кадыр-Ханом, торговавшим ядерными секретами своей страны, послужила миру хорошим уроком. В ближайшее время вряд ли кто-то отважится «повторить блестящую авантюру Кадыр-Хана», уверен эксперт. Предупреждение Эр-Рияда нельзя рассматривать в отрыве от текущих событий. В последние 8–10 дней иранцы провели крупные ракетные испытания. Тегеран готовится запустить в космос спутник с обезьяной. Успех этого предприятия свидетельствовал бы о серьезном увеличении дальности полета иранских ракет, отмечает собеседник «НГ». Также иранцы планируют перевести центр по обогащению урана из Натанза на новое место, где будут установлены более мощные центрифуги. Наконец, Саудовская Аравия неуютно чувствует себя на фоне свержения арабских режимов. «Эр-Рияд усиливает политическое и психологическое давление на своих западных союзников, чтобы те подтвердили незыблемость поддержки нынешнего строя в Саудовской Аравии», – резюмировал Геннадий Евстафьев.