Пентагон планирует существенно увеличить загруженность северного маршрута снабжения группировки сил НАТО и США в Афганистане. Собеседники «НГ» в дипломатических и экспертных кругах уверены, что в случае реализации этого сценария поступление транзитных американских долларов в российскую казну увеличится.
По данным Washington Post, Пентагон планирует сократить свою зависимость от Пакистана, через который в Афганистан еще совсем недавно шло 90% грузов для войны. Единственная альтернатива наиболее дешевому и быстрому пакистанскому пути – доставка провианта, топлива и другого снабжения в порты Балтики, а затем через РФ и Центральную Азию – в Афганистан.
На фоне обострения американо-пакистанских отношений, в том числе вследствие нашумевшего майского рейда по уничтожению Усамы бен Ладена, Минобороны США прорабатывает варианты действий на экстренный случай. Иными словами, если произойдет полное перекрытие маршрута от пакистанского порта Карачи в Афганистан. А это – сотни контейнеров и цистерн с горючим, которые следуют каждый день. Уже сейчас, по оценкам директора пакистанского Центра исследований безопасности Имтиаза Гуля, затраты США и НАТО на логистику в Афганистане составляют 4 млрд. долл. в год. Только один галлон бензина для американских военных в Афганистане стоит в среднем 400 долл.
России, если верить источнику «НГ», за транзит грузов досталось около миллиарда долларов. Сейчас американцы утверждают, что примерно 40% поставок в Афганистан идет с севера. Военные стратеги в США настаивают на увеличении к концу года этой цифры до 75% за счет уменьшения перевозок через Пакистан.
Российский дипломатический источник «НГ» выразил уверенность, что в случае такой корректировки доходы российского бюджета (а также центральноазиатских стран) от транзита увеличатся. Тем более что Москва идет навстречу пожеланиям Вашингтона и НАТО. Например, теперь альянс может перевозить в Афганистан не только продукты и горючее, но и транспортные средства с усиленной противоминной защитой, которые должны уберечь солдат от фугасов. Перебрасывать такие тяжелые машины по воздуху – дорогое удовольствие. Кроме того, к сентябрю 2012 года США намерены сократить свою группировку в Афганистане на треть. По словам нашего собеседника, они смогут вывозить через нашу территорию нелетальные грузы в обратном направлении. А вот боеприпасы придется отправлять по воздуху.
«НГ» попросила замдиректора Института востоковедения РАН профессора Вячеслава Белокреницкого прокомментировать сигнал Вашингтона об изменении схемы поставок в Афганистан. По его мнению, США, возможно, пытаются надавить на Пакистан, который получает значительную прибыль от транзита американских грузов в зону военных действий. Эти деньги в том числе идут в военный бюджет. Перспектива сокращения военного присутствия США в Афганистане и уменьшение объемов перевозок также в этом плане невыгодна Пакистану. Эксперт напомнил, что боевики, возможно, действуя по указке Исламабада, ранее уже пытались сделать небезопасными поставки по северному маршруту, совершая нападения в афганской провинции Кундуз. Не исключено, что сейчас эта практика может возобновиться. По словам Белокреницкого, ухудшение американо-пакистанских отношений может поставить под вопрос дальнейшее сотрудничество между Исламабадом и Вашингтоном.