Барак Обама начал второй срок пребывании у власти. Это означает сохранение преемственности во внутренней и внешней политике США. Вместе с тем обновленная команда хозяина Белого дома (государственный секретарь Керри и министр обороны Хейгель) будет носить более однородный характер. Судя по всему, добившись переизбрания на второй срок, президент намерен в следующие четыре года добиться реализации своей леволиберальной программы, закрепить свое историческое наследие, сконцентрировавшись на «национальном строительстве» в самой Америке, а не за океанами.
В инаугурационной речи он сделал упор на сохранение регулирующей роли государства в рыночной экономике, дальнейшее развитие программ социального обеспечения и здравоохранения. Среди приоритетов второй администрации Обамы – иммиграционная реформа, ограничение свободной продажи оружия, обеспечение равноправия гендерных меньшинств. И – сокращение военных расходов.
Это не означает, что Соединенные Штаты возвращаются к изоляционизму. Но Обама и ключевые игроки его команды явно понимают, что ставка Буша-младшего на военные средства консолидации однополярного мира привела к перенапряжению сил США. Вашингтон уже вывел войска из Ирака, а в ближайшие два года завершит войну в Афганистане. Администрация Обамы приспосабливается к многополярному миру, сделав ставку на многостороннюю дипломатию.
Россия не входит в число внешнеполитических приоритетов США. После завершения «перезагрузки» не была выработана новая повестка российско-американских отношений. В результате на первый план вышли расхождения и взаимные обвинения. В обеих странах активизировались противники улучшения отношений.
Победа Барака Обамы на президентских выборах 2012 года в США создает возможности для того, чтобы стабилизировать российско-американские отношения, закрепить позитивные достижения «перезагрузки» и не допустить скатывания к конфронтации. По вопросам нераспространения и сокращения ядерного оружия Вашингтону надо взаимодействовать с Москвой.
В ближайшее время возможно возобновить диалог между Россией и США. Решающее значение будет иметь решение проблемы ПРО. Обама обещал проявить «гибкость» в этом вопросе после своего переизбрания. Ни сам президент, ни Керри и Хейгель не являются фанатичными приверженцами стратегической ПРО. Но готовы ли они предложить приемлемый для России компромисс? Готова ли Москва отказаться от нереалистических требований юридических гарантий, то есть нового Договора по ПРО? Если будет проявлена политическая воля, то нельзя исключать достижения новых военно-стратегических договоренностей между Россией и США.
Еще одна важная проблема – развитие торговли и инвестиций между двумя странами. Без этого отношения будут носить однобокий характер. Несмотря на «Закон Магнитского», вступление России во ВТО и отмена поправки Джексона–Вэника создают возможности для взаимовыгодного экономического сотрудничества. Можно было предложить администрации Обамы прорывной проект (примерно 50 млрд. долл.) для резкого увеличения российских закупок машиностроительной продукции в США в течение ближайших лет.