0
2039
Газета В мире Интернет-версия

14.06.2013 00:01:00

Иранские выборы не гарантированы от сюрпризов

Лана Раванди-Фадаи

Об авторе: Лана Раванди-Фадаи – к.и.н., старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.

Тэги: иран, выборы, президент


иран, выборы, президент Фото Reuters

Сегодня иранцы выбирают президента. В списке кандидатов – шесть фамилий. Трое консерваторов – экс-глава МИДа Али Акбар Велаяти, мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф, секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Саид Джалили. Одного относят к реформаторам – это экс-секретарь ВСНБ Хасан Рухани. Экс-министра почты и телеграфа Саида Мохаммада Гарази относят как к консерваторам, так и к реформаторам. По моему мнению, он, скорее, авантюрист. Шестой кандидат – консервативный центрист Мохсен Резайи, глава Совета целесообразности при верховном лидере.
Основная борьба развернется между троими: Рухани, Галибафом и Джалили. Однако вчера на третье место по популярности вышел Резайи. Для победы в первом туре необходимо набрать 50%. Вряд ли кому-либо это удастся. Поэтому, полагаю, будет второй тур голосования.
Похоже, высшее руководство страны делает ставку на 47-летнего Саида Джалили. Он получил образование и докторскую степень в Куме, в одном из лучших учебных заведений Ирана, где готовят происламских политиков. Работал главой контрольного Управления МИДа, затем замглавы МИДа, курируя направление Европы и Америки, в 2001–2005 годах руководил канцелярией аятоллы Хаменеи.
«Нужно продумать механизмы укрепления исламской составляющей в экономике, культуре и в социальной сфере. Надо и дальше демонстрировать образец исламско-иранского прогресса. Внимательно изучать все директивы аятоллы Хаменеи и укреплять его роль в обществе. Без религиозного видения ничто невозможно ни в политической, ни в культурной сфере», – говорит Джалили. В экономике он предлагает прекратить опору на нефть, поддерживать развитие внутреннего производства, максимально использовать возможности транзита. Во внешней политике «переговоры возможны, но при учете национальных интересов Ирана», считает он и выдвигает антиамериканские лозунги.
Джалили опирается на беднейшие слои общества и правых консервативных исламских радикальных элементов. Его могут поддержать и сторонники действующего президента Махмуда Ахмадинежада. Наблюдатели в Иране считают, что карта Джалили разыгрывается по аналогии с картой Ахмадинежада: на выборах 2005 года кандидат от бедных противопоставляется кандидату от богатых.
Лидер гонки – реформатор Хасан Рухани. Голосовать за него просил и отстраненный от выборов Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, экс-президент ИРИ, и его коллега по несчастью Мохаммад Хатами. Местные аналитики говорят: шансы Рухани резко возрастут, если Рафсанджани представит его своим сторонником и преемником. Тогда тот сможет собрать не только голоса реформаторски настроенного избирателя, но и части консервативного электората, симпатизирующего Рафсанджани. Рухани лучше всех выступил в ходе теледебатов в отличие от всех пятерых конкурентов.
На втором месте – Мохаммад Багер Галибаф, один из наиболее влиятельных умеренных консерваторов. Он шел на выборы под лозунгом «Хватит лозунгов». Он подтверждает необходимость выплаты субсидий населению (из 77 млн. жителей Ирана субсидии получают 73 млн.), ратует за смену системы управления в экономике, разумное планирование развития каждого из регионов страны. По его словам, чтобы противостоять санкциям, нужно вернуться к модели «управления джахади» времен ирано-иракской войны: все должны стать бойцами созидательного джихада. Что касается внешней политики, то внятных предложений он не выдвинул, хотя готов участвовать в переговорах с США. Программа Галибафа на 16 тыс. листах была разослана в 30 университетов страны, чтобы лучшие специалисты в области политики, экономики, культуры проанализировали ее и улучшили. Галибафа поддерживает большая часть фракции консерваторов в меджлисе и спикер Али Лариджани.
Третье место со вчерашнего дня  у Мохсена Резайи. Он единственный из кандидатов представил продуманную предвыборную программу с серьезным экономическим разделом: регионализация экономики и интенсификация сельхозпроизводства.
Позиция аятоллы Хаменеи неизвестна, хотя ясно, что он – за Саида Джалили. По его указанию дано письменное распоряжение Корпусу стражей исламской революции (КСИР) и Басидж не поддерживать ни одного из кандидатов. Высшая власть, очевидно, не хочет изменять основной внутри- и внешнеполитический курс страны и опасается зеленого движения.
Большинство экспертов считают, что Джалили на посту президента Ирана более выгоден для России: он против США, а значит, Тегеран будет вынужден дружить с Москвой. Но, на мой взгляд, любой из президентов будет вынужден и заинтересован поддерживать хорошие отношения с Россией, так как РФ имеет с Ираном общие геополитические интересы (Кавказ, Центральная Азия и Ближний Восток). Точно также, кто бы ни оказался на посту президента Ирана, он не откажется от развития ядерной программы.
Нынешний расклад может привести к победе и усилению правых сил и влияния КСИРа во всех структурах государственной власти.  Следующим шагом может стать усиление ислама и исламских принципов в социальной, общественной, культурной сфере и в экономике.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1305
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1497
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1609
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3860

Другие новости