0
2991
Газета В мире Интернет-версия

19.11.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Высокая цена пустых обещаний

Дорит Голендер

Об авторе: Дорит Голендер – чрезвычайный и полномочный посол Израиля в России.

Тэги: израиль, иран, ядерная программа, санкции


израиль, иран, ядерная программа, санкции Фото Reuters

Вскоре состоится очередной раунд переговоров «шестерки» с Ираном. Как ожидается, будет подписана договоренность по снятию наиболее острых вопросов международного сообщества в отношении ядерной программы Ирана. Мировые СМИ и эксперты посвящают данной теме множество комментариев.  При этом остается неясным, почему же Иерусалим столь упорно настаивает на том, что Иран по-прежнему более чем опасен и для Израиля, и для всего мира. Эта статья, я надеюсь, развеет туман спекулятивных толкований и позволит объективно воспринять политику Израиля в отношении иранской ядерной программы.
Прежде всего никого не должно вводить в заблуждение смягчение внешнеполитической риторики нового руководства Ирана, поскольку речь идет об изменении тактики, но никак не стратегии. Несмотря на улыбки и дружественные послания в адрес Запада, стратегической целью Тегерана было и остается получение ядерного оружия, которое позволит режиму аятолл превратить Иран сначала в региональную, а затем и мировую сверхдержаву.
Тегеран продолжает разработки ракет дальнего радиуса действия, установку центрифуг нового поколения, обогащение урана и строительство тяжеловодного реактора в Араке. Об этом свидетельствуют документы МАГАТЭ. Если ядерная программа Ирана действительно преследует мирные цели, то нет необходимости иметь центрифуги для обогащения урана и реактор на тяжелой воде для получения плутония. Последний может использоваться только в изготовлении ядерного оружия. Стоит заметить, что 17 стран осуществляют мирные атомные программы, не обогащая уран и не производя плутоний.
Подписание соглашения, готовящегося Ираном и «шестеркой», преждевременно, поскольку не решает проблем и оставляет актуальной опасность не только для Израиля, но и для всего мира. Такая сделка предусматривает возможность отмены санкций, но не гарантирует отказ Ирана от использования ядерной программы в военных целях. В результате выиграет исключительно ИРИ, но никак не мировое сообщество: Иран сохранит способность к обогащению урана и разработке плутония, сможет в любой момент возобновить разработки ядерного оружия. А отмена санкций, пусть и частичная, даст иранской экономике передышку, что сведет на нет весь достигнутый эффект.
Мы видим, что санкции работают и могут заставить Иран пойти на большие уступки. Какой же смысл спешить и подписывать соглашение до поры, когда будут выполнены условия, обеспечивающие мирный характер ядерной программы ИРИ?
Невыполнение этих условий означает, что Тегеран сохраняет текущий ядерный потенциал. Как известно, Иран располагает значительным количеством обогащенного до 20% урана, который может быть в короткие сроки доведен до оружейного уровня. Поэтому лишь санкциями можно заставить его отказаться от ядерных амбиций.
Во время строительства АЭС в Бушере Россия выдвигала предложение, которое могло бы устроить всех: обеспечивать станцию своим топливом и забирать для переработки ядерные отходы. И иранцы не согласились, заявив, что непременно желают заниматься обогащением сами. Это усилило подозрения в том, что подлинная цель – создание бомбы.
Вероятно, Ирану есть что скрывать. В противном случае все ядерные объекты были бы давно проинспектированы, санкции сняты, и иранская экономика возобновила бы рост. Однако, например, в докладе 2011 года МАГАТЭ заявило, что обладает информацией, указывающей на проведенные Тегераном испытания, «которые связаны с разработкой ядерного взрывного устройства». В частности, там сказано, что он создавал компьютерные модели, которые могут быть использованы только для разработки ядерного детонатора. Упоминается и разработка собственной конструкции ядерного оружия, включая испытание его компонентов.
Иран регулярно нарушает резолюции СБ ООН, способствует кровопролитию во многих странах, поддерживает и вооружает международный терроризм. Государство с такой негативной репутацией, ведущее столь агрессивную политику, получив ядерное оружие, неминуемо станет угрозой всему миру, и в первую очередь соседям. С атомной бомбой он опасен, так как контролировать и сдерживать его станет невозможным. Как невозможно будет и предотвратить применение этого оружия против любого государства – на Ближнем Востоке, в Прикаспийском регионе, Персидском заливе, Европе, Азии, Африке...
Если Иран сделает бомбу, то его пример вдохновит другие государства. И наш мир изменится навсегда… Но, правда, и ненадолго – угроза мировой ядерной войны возрастет тысячекратно, если атомной бомбой станут обладать около трех десятков государств. Порог применения ядерного оружия снизится до точки невозврата.
Израиль не поддерживает договоренность, которая не гарантирует отказ Ирана от обладания ядерным оружием. Такую же позицию занимают многие страны в Ближневосточном регионе вне зависимости от того, говорят они об этом публично или нет.
История насчитывает немало случаев, когда после дружественных дипломатических рукопожатий и договоренностей происходила массовая гибель людей. Безмерно высокую цену за конформизм и соглашения с людоедами человечество уже платило. Достаточно вспомнить Мюнхенское соглашение 1938 года, позволившее нацистам развязать Вторую мировую войну, жертвами которой пали 50 млн человек. Советский народ понес самые большие потери – более 27 млн человек. Еврейский народ стоял перед угрозой тотального уничтожения – 6 млн погибших, в то время – половина всего еврейского населения планеты.
Тогда Государства Израиль еще не существовало, и судьбы евреев вершили лидеры стран, гражданами которых они были. Сегодня у нас есть свое государство, право и возможности заботиться о собственной безопасности и будущем наших детей.
Израиль выступает за такое дипломатическое решение ядерной проблемы Ирана, которое лишит его возможностей создания ядерного оружия. Израиль не будет полагаться на красивые слова и пустые обещания скоропалительных соглашений.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1791
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4358
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2388
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2718

Другие новости