0
3264
Газета В мире Интернет-версия

07.08.2015 00:01:00

Потепление в отношениях с Ираном пересчитали в валюте

Тэги: иран, ядерная сделка, сша, финансы, санкции, терроризм


иран, ядерная сделка, сша, финансы, санкции, терроризм Фото Reuters

Финальное решение по исторической сделке с Ираном, ожидающееся от конгресса США, осложняется финансовым вопросом. Дело в том, что соглашение предполагает отмену санкций, и, помимо иностранных бизнесменов, в Исламскую Республику (ИРИ) хлынут замороженные на иностранных счетах деньги. Но объем финансовых средств и цели их использования неизвестны. Барак Обама считает, что Тегеран может потратить некоторую долю возвращенных сбережений на «спонсирование терроризма», но основную их часть пустит на восстановление экономики.

«Давайте отметим, что какая-то часть этой суммы будет потрачена на деятельность, против которой мы возражаем. У нас нет иллюзий касательно иранского правительства или влиятельности Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и подразделения «Кодс», – сказал Обама, обратив внимание на поддержку Ираном ливанской военно-политической группировки «Хезболлах» и других соединений, «подвергающих опасности наши интересы и интересы наших союзников».

Тем не менее американский лидер отметил, что не слишком озабочен этим фактом, поскольку учитывает сложившуюся в ИРИ экономическую ситуацию. По его словам, перед Тегераном стоит неотложная задача восстановить все более деградирующую инфраструктуру, выплатить долги по зарплатам и пенсиям, и только на это стране потребуется не менее 500 млрд долл. «Даже репрессивные режимы вроде иранского не могут игнорировать эти обязательства. Поэтому наши лучшие аналитики считают, что основная часть этих денег пойдет на восстановление экономики и повышение уровня жизни простых иранцев», – заключил Обама.

Интересно, что даже «лучшие аналитики» американской администрации не могут гарантированно сказать, сколько именно денег получит иранское правительство. Подсчеты разнятся, эксперты называют суммы от 29 до 150 млрд долл. Эти деньги заморожены на счетах в Индии, Китае, Южной Корее и других контрагентов ИРИ.

Противники соглашения с Ираном – в основном республиканцы в конгрессе и израильский истеблишмент во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху – опасаются, что, как только правительство получит эти деньги, оно незамедлительно переведет их внутрь страны, и это исключит возможность их повторной заморозки в случае возвращения санкционного режима. Критики называют эту сумму «джекпотом» и «бонусом за подписание». Они не сомневаются, что она пойдет на поддержку террористов по всему миру. Некоторые из тех, кто выступает против разморозки активов, сравнивают их с конфискованными у наркокартелей деньгами.

Сторонники же сделки отмечают, что процесс получения суммы не будет одномоментным, да и объем денежных средств окажется куда более скромным, чем прогнозируют их оппоненты, так что на «джекпот» это похоже меньше всего. Министр финансов США Джейкоб Лью, выступая перед комитетом по международным делам сената, заверил, что у Ирана много необеспеченных обязательств и после выплаты всех долгов от размороженной суммы у Тегерана останется немногим более 50 млрд долл. «Я не скажу, что 56 млрд долл – это маленькая сумма, – назвал он конкретную сумму, – но это не 150 млрд, и они не могут быть израсходованы полностью, потому что для нормального функционирования экономики правительству понадобятся некоторые запасы денег за рубежом».

«Помимо официальной казны в стране существуют исламские фонды и различные комитеты помощи по религиозной линии, которые осуществляют поддержку шиитов в других странах», – рассказала в интервью «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Елена Дунаева. По ее словам, они имеют свои статьи дохода, свои предприятия, контролируют свои секторы экономики, а также осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Эти фонды оказывали, оказывают и будут оказывать постоянную поддержку определенным группам населения в исламских государствах. То есть даже если власти Ирана и не будут напрямую субсидировать «Хезболлах», религиозные фонды не упустят возможность заняться такой деятельностью.

Государство же в первую очередь ставит перед собой задачу решения проблемы безработицы – не занято почти 30% иранской молодежи. Еще оно заинтересовано в повышении валового национального продукта. С 2007 года в стране реализовывалась программа адресного субсидирования населения, причем под нее подпадало до 75% граждан. В последние годы она была приостановлена, но сейчас планируется ее второй этап – увеличение субсидий малоимущим семьям и более широким слоям населения. Другое дело, что президент и правительство контролируют не все сферы – КСИР и «Кодс» подчиняются непосредственно верховному лидеру ИРИ. Вместе с тем подобное разделение гарантирует, что полученные в результате снятия санкций деньги не пойдут целиком на поддержку группировок вне страны, – правительство будет максимально стараться использовать их для улучшения ситуации в экономике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1415
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1607
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1708
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4002

Другие новости