Чтобы попасть на вокзал, брюссельцам теперь приходится отстоять длинную очередь. Фото Reuters
Вчера вечером в Брюсселе состоялась чрезвычайная встреча министров внутренних дел и юстиции, посвященная борьбе с терроризмом. Она связана с потрясшими во вторник бельгийскую столицу атаками. Несмотря на разнообразные инициативы, существенных изменений в системе обеспечения безопасности в Европе в ближайшее время ждать не стоит.
Примерно такие же чрезвычайные встречи глав МВД и Минюстов проводились после ноябрьских терактов в Париже и провалившейся атаки на скоростной поезд Thalys в августе 2015-го. Как отметили наблюдатели, ни на одном из этих совещаний, включая вчерашнее, не принято важных решений по обеспечению безопасности в ЕС. Пакет предложенных в четверг мер был известен заранее. «Большая его часть не содержит новых элементов и является простым перечнем того, что уже и так реализуется», – пояснил вице-председатель комитета Европарламента (ЕП) по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Ян Филипп Альбрехт.
В числе мер – создание в Европейском антитеррористическом центре Европола команды экспертов по борьбе с терроризмом, представляющих различные страны-члены, и попытка дальнейшей интеграции европейских и международных баз данных в области безопасности. Наблюдатели обратили внимание, что в проекте совместного заявления ничего не говорится о безопасности в аэропортах, хотя первый теракт произошел в воздушной гавани Брюсселя.
Впрочем, такая критика не совсем справедлива. В следующий четверг группа экспертов по авиационной безопасности – так называемый комитет AvSec – обсудит целесообразность введения проверок при входе в европейские аэропорты. Это означает установку металлодетекторов на входе в терминалы вылета и прилета. За образец, по данным СМИ, могут быть взяты системы безопасности в воздушных гаванях Москвы и Тель-Авива. Не исключен индивидуальный подход к каждому аэропорту, имеющему собственные характеристики в плане уровня рисков, размера, структуры, загруженности и обслуживаемых направлений.
Однако никакой уверенности в том, что меры безопасности в аэропортах будут усилены, нет: в странах ЕС опасаются посеять панику. Точно так же и после атаки на Thalys обсуждались проверки пассажиров на железнодорожных узлах, но соответствующее оборудование в итоге было установлено только на Северном вокзале Парижа. А проверки в европейских метрополитенах и вовсе не предлагаются (второй теракт в Брюсселе произошел на станции метро «Мальбек»). Все из-за того, что это будет слишком затратно. Хотя вопрос безопасности в метро и на железной дороге 11 апреля обсудит LandSec – комитет, аналогичный AvSec.
Вместе с тем премьер-министр Франции Манюэль Вальс затронул гораздо более болезненный аспект авиационной безопасности. Он призвал к скорейшему принятию директивы о записи регистрации пассажиров (PNR), впервые предложенной еще в 2011 году. Считается, что если авиакомпании будут предоставлять странам ЕС информацию о пассажирах, это поможет задерживать террористов, прошедших подготовку в Сирии и других горячих точках. Сейчас директива ожидает решения ЕП, где у нее немало противников, и может быть выставлена на голосование в мае. Ожидалось, что министры внутренних дел и юстиции коснутся вопроса о PNR.
Вальс выступал в среду в Брюсселе на совместной пресс-конференции с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. Последний, в свою очередь, призвал к созданию в ЕС антитеррористического союза по аналогии с банковским, энергетическим, валютным и др. Эта не совсем ясная, но амбициозная идея заключается в учреждении европейского аналога ФБР или даже ЦРУ. Кстати, взрастить ЦРУ в Европе уже предлагал премьер-министр Бельгии Шарль Мишель – после терактов в Париже. Еще тогда эксперты подчеркнули, что это потребует изменения договорной базы ЕС. Пока же Брюссель не может даже выступить с подобной инициативой, поскольку вопросы безопасности находятся исключительно в компетенции стран-членов.
Все это свидетельствует о том, что при большом числе потенциально эффективных мер они не будут приняты быстро. Между тем вызовы не отступают. Взявшая на себя ответственность за теракты в Брюсселе группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ), по сведениям источников Associated Press, подготовила от 400 до 600 боевиков для осуществления терактов в Европе.
Брюссель