На фото премьер-министр Сербии Александр Вучич. Фото Reuters
Сегодня в Сербии официально объявят результаты прошедших в воскресенье досрочных парламентских выборов. Их итог – победа правящей проевропейской коалиции, которую ждут не самые легкие времена. Более того: победа проевропейской партии может оказаться пирровой.
Формально премьер-министр страны Александр Вучич, занимающий пост с 2014 года, может праздновать победу: он осуществил задуманное и провел досрочные парламентские выборы. В конце 2015 года Сербия официально начала диалог с ЕС о вступлении в организацию. Это означает, что через скупщину (парламент страны) придется проводить законы, касающиеся болезненных для сербов тем – от экономических реформ до отношений с Косово. ЕС не намерен снимать с повестки дня вопрос о необходимости признания Сербией независимости бывшей автономии. Ранее Вучич оптимистично прогнозировал завершение переговоров с ЕС до 2019 года. Следуя логике премьера, Сербия должна двигаться в ЕС быстрее Хорватии, которая продолжала переговоры шесть лет. Если бы Вучич не провел выборы сейчас, парламентские баталии, связанные с евроинтеграцией, пришлись бы на предвыборный 2018 год.
Вучич перестраховался. Коалиция «Сербия победит», сформированная вокруг поддерживаемой премьером Сербской прогрессивной партии (СПП), одержала уверенную победу. Она получила 48% голосов, или 131 из 250 мест в парламенте.
Но эта победа может оказаться пирровой. Выборы подтвердили итоги опросов: рейтинг СПП падает. Два года назад она завоевала 158 мест. Теперь у СПП появился сильный соперник: в парламент вернулась противница ЕС – Сербская радикальная партия (8% голосов, 2-е место). Вместе с позиционирующей себя как пророссийская коалиция движением «Двери» и Демократической партией евроскептики могут получить более 30 мест.
«Подарок» СПП преподнес трибунал по бывшей Югославии, незадолго до выборов оправдавший по всем пунктам Воислава Шешеля, создателя и многолетнего лидера движения.
«После возвращения в политику Шешеля его партия не могла не пройти в парламент, – заметил в беседе с «НГ» директор Агентства политических коммуникаций Олег Бондаренко. – Сербская политика сильно персонифицирована. Одно дело – лидер, который сидел в Гааге. Другое – лидер, который оттуда вернулся победителем. Это мобилизовало его электорат. Плюс есть определенная доля избирателей, которая разочаровалась в курсе президента Томислава Николича и Вучича. За них сербы голосовали как за наследников радикалов (президент и премьер раньше входили в Сербскую радикальную партию. – «НГ»), а теперь увидели, что оба пытаются балансировать между Востоком и Западом».
Действительно, Вучич и его курс никак не выглядят аналогом «проевропейских» политиков и лидеров других стран Восточной Европы. Сама формула, по которой его страна идет в ЕС, выглядит несколько витиевато, под стать сложным отношениям Сербии с Западом. Выступая за вступление в ЕС, премьер не намерен входить в НАТО, он всячески подчеркивает: проевропейские устремления Белграда не направлены против Москвы. Последнее страна доказала делом во время событий в Украине. К неудовольствию США, Сербия остается чуть ли не единственным из претендентов на вступление в Евросоюз, кто исключает саму возможность присоединения к санкциям против России.
Сложностей правящей партии добавляет и то, что ряды оппозиции пополнят и проевропейские демократы, например, движение «Хватит» бывшего министра энергетики Саши Радуловича, получившее около 6% голосов. По мнению Бондаренко, подобный результат демократов является плюсом для России. В случае поражения вакуум, который образовался бы на проевропейском фланге, целиком заполнили бы сторонники Вучича. Нынешнюю же позицию сторонников СПП политолог характеризует как правоцентристскую. «Они стараются делать все, чтобы все решили: политика Вучича и Николича восходит к традициям Иосипа Броз Тито, когда Югославия лавировала между Востоком и Западом. На практике такая политика выливается в то, что Вучич больше слушает рекомендации из Берлина, чем из Москвы», – отмечает эксперт.
Хотя Бондаренко скептически оценивает шансы Сербии на вступление в ЕС, он не ожидает, что с изменением состава парламента Белград повернется на Восток, поскольку Москва не имеет четко сформулированного политического предложения Белграду, подкрепленного экономически.
В любом случае, несмотря на победу, команду Вучича и его политику в ближайшее время ждет проверка на прочность.