На фото мэр Токио Еити Масудзоэ. Фото Reuters
Мэр Токио Еити Масудзоэ подал в парламент префектуры официальное прошение об отставке в связи с обвинениями в нецелевом расходовании общественных средств. Это произошло за несколько часов до голосования, на котором депутаты собирались объявить градоначальнику вотум недоверия. Мэра погубила любовь к семье и пристрастие к роскоши: Масудзоэ поставили в вину и гостиницы первого класса, и пикники с женой, и покупку комиксов для детей.
Бывший министр здравоохранения, труда и соцобеспечения легко победил на выборах мэра в 2014 году, придя к власти под лозунгом сокращения трат на Олимпиаду-2020. Каково же было удивление рядовых японцев, когда вскрылись случаи его расточительства.
Первый тревожный звоночек прозвучал еще год назад на пресс-конференции в Гонконге, когда градоначальник заметил: «Будет ли глава Гонконга останавливаться в гостинице второго класса? Не кажется ли вам, что это стыдно?» Тогда на пассаж мэра внимание обратили немногие. Гром грянул несколько недель назад, когда СМИ выяснили, что Масудзоэ ездил на дачу на государственной машине. Отбиваясь от нападок, градоначальник объявил, что ему очень важно бывать на даче, где находится большая ванная: только здесь он может «вытянуть ноги и пребывать в бодром самочувствии».
Дальше – больше: журналисты объявили, что мэр покупал картины и шелковую китайскую одежду, в которой удобнее заниматься каллиграфией. Последней каплей стало известие, что на деньги избирательного фонда он покупал «манги» – комиксы для своих детей.
Однако самой затратной статьей расходов оказались зарубежные поездки Масудзоэ. За два года он истратил на девять визитов около 2 млн долл. Были и другие факты, вызвавшие недоумение подданных Страны восходящего солнца.
Когда эти обвинения просочились в СМИ, возмущению токийцев не было предела. В течение месяца в мэрию столицы поступило более 30 тыс. жалоб на градоначальника, который первое время отрицал обвинения и пытался уйти от неприятных вопросов. Чтобы снять с себя подозрения, он даже попросил двух бывших прокуроров разобраться в расходах политического фонда. Внешние юристы установили: траты были «неуместными», но «не незаконными».
Градоначальник отчаянно цеплялся за кресло: он согласился уйти в отставку, но с «мораторием». В понедельник Масудзоэ пообещал вернуть всю зарплату, полученную на посту, и просил парламент оставить его на посту до сентября, чтобы успеть посетить Бразилию и лично принять Олимпийский флаг. По мнению мэра, его уход сейчас плохо скажется на образе города в канун Игр-2020.
Однако терпение соратников по партии лопнуло: они испугались, что упрямство мэра может ударить по позициям правящей коалиции «Либерально-демократическая партия – партия Комэйто», которую в следующем месяце ждут выборы в верхнюю палату парламента. Видные функционеры встретились с Масудзоэ и убедили его уйти добровольно. «Лучше умереть с достоинством сэппуку, чем ждать, когда вам отрубят голову», – заявил один из депутатов.
Токио на «олимпийских» мэров не везет. Предыдущий градоначальник Наоки Иносэ также стал жертвой финансового скандала. Он добровольно ушел с должности после того, как признал, что принял пожертвования в 500 тыс. долл. на политические нужды, но средства в соответствии с законом не зарегистрировал. Тогда Иносэ тоже подвергся общественному остракизму. Нельзя недооценивать силу общественного мнения.