0
5230
Газета В мире Интернет-версия

31.08.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Диалог без обязательств

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: германия, контроль, вооружения, россия, довсе, нато


германия, контроль, вооружения, россия, довсе, нато Фото Reuters

К началу осени правительство Германии неожиданно попыталось смягчить жесткую антироссийскую риторику последних трех лет. Вместо нее Берлин предложил вернуться к диалогу по проблемам контроля над вооружениями. Сначала 26 августа министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер предложил России начать обсуждение нового договора об ограничении обычных вооружений в Европе. Предмет нового договора Штайнмайер обозначал как введение ограничений на новые системы вооружений и ограничение развертывания ударных группировок. (Эксперты уже окрестили его «новым ДОВСЕ» по аналогии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе). 28 августа в поддержку его инициативы выступила канцлер Ангела Меркель.

Трудно сказать, что побудило правительство Меркель резко сменить риторику в отношении Москвы. Страх перед опасностью вооруженного столкновения России и НАТО? Непонятно, почему Берлин недавно согласился размещать немецких военнослужащих на территории восточноевропейских членов альянса: шаг скорее повышающий, чем снижающий риск военного конфликта. Страх перед эскалацией конфликта на юго-востоке Украины? Но за минувшие полтора года, прошедшие после подписания Минска-2, немецкая дипломатия не выдвинула ни одной инициативы по укреплению режима прекращения огня. Желание удержать Россию в режиме диалога? Проще и логичнее было сделать это накануне недавнего саммита НАТО в Варшаве.

Более того, у России и НАТО давно есть правовая основа для ведения диалога по обычным вооружениям. Еще в 1986 году страны НАТО и Варшавского договора подписали Стокгольмский договор СБСЕ о правилах военной деятельности в Европе. Он вводил лимиты на проведение военных учений, а также регламентировал развертывание группировок вооруженных сил на линии межблокового соприкосновения. Даже пресловутый ДОВСЕ, вокруг которого было сломано много копий, формально существует до сих пор. Просто Россия в 2007-м ввела бессрочный мораторий на исполнение ДОВСЕ, а страны НАТО не ратифицировали его адаптированную Стамбульскую версию 1999 года. Если в Германии или в иных странах НАТО жаждут диалога с Москвой, то логичнее было бы начать с обсуждения судьбы Стокгольмского договора и/или ДОВСЕ.

Семь лет назад МИД России предложил странам НАТО начать переговоры о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Российский проект предусматривал, что страны ОБСЕ не будут применять силу против друг друга. Но зимой 2010-го Британия и Польша заблокировали этот проект из-за опасений, что он подорвет американские гарантии союзникам по НАТО. Не поддержала его и Германия, увязав переговоры по ДЕБ с изменением позиции России по конфликту в Приднестровье. Нынешняя «инициатива Штайнмайера» – не что иное, как попытка воскресить российский проект ДЕБ.

Похоже, Берлин предлагает России начать диалог по обычным вооружениям без каких-либо предварительных обязательств. И это не случайно. В мае 2017 года исполнится 20 лет с момента подписания «Основополагающего акта Россия–НАТО». Прошедшие в нынешнем году саммиты НАТО в Ганновере и Варшаве подтвердили, что страны альянса не намерены продлять его в прежнем формате. Иначе говоря, НАТО больше не будет брать на себя даже юридически слабых обязательств не размещать в Восточной Европе крупных воинских континентов и ядерное оружие.

Но как обезопасить себя от ответных действий со стороны России? В Вашингтоне и Брюсселе, видимо, надеются, что Москва согласится начать бесконечный диалог по обычным вооружениям. По его итогам НАТО и Россия подпишут некую декларацию или меморандум о запрете на развертывание крупных воинских контингентов и проведение полномасштабных военных учений. Такая повестка диалога будет более выгодной НАТО, чем России.

Во-первых, в НАТО всегда найдется группа стран, которые не подпишут данную декларацию и сохранят свободу рук. (Достаточно вспомнить, что страны Прибалтики так и не подписали ДОВСЕ.) На территории подобных стран всегда можно будет развернуть и инфраструктуру, и воинские контингенты. Во-вторых, НАТО в краткосрочной перспективе, видимо, не будет размещать в Восточной Европе крупные воинские контингенты. Задача альянса – создать под них логистику и инфраструктуру. На их основе позднее можно будет развернуть и группировки вооруженных сил, и базы для ядерного оружия. В-третьих, военная стратегия НАТО делает ставку на силы быстрого реагирования и «воздушную мощь». В Восточной Европе альянс может развивать аэродромы и логистику, держа сами вооруженные контингенты за пределами этого региона (например, в Германии или Нидерландах). В случае кризиса их всегда можно будет перебросить на подготовленные авиабазы.

Зато Россия окажется связанной подобным соглашением. Для российских вооруженных сил будут введены ограничения при развертывании крупных воинских контингентов у западных границ, включая Калининградскую область и Балтийский флот. Единственной возможностью для нашей страны окажется соглашение с Белоруссией – при условии что и она не будет охвачена соответствующими ограничениями. Но такой вариант сделает развертывание российских вооруженных сил зависимым от политической позиции Минска.

Вариант «соглашения без жестких обязательств» устраивает Соединенные Штаты, которые с осени 2014 года ищут замену «Основополагающему акту Россия–НАТО». Германии, видимо, доверено стать посредником на переговорах с Москвой для достижения подобного соглашения. Нечто подобное произошло зимой 1997 года, когда канцлер Гельмут Коль выступил посредником на переговорах с Россией при заключении «Основополагающего акта» на скорее американских, чем российских условиях. В Госдепартаменте, видимо, надеются, что подобную роль сыграет и кабинет Меркель – только теперь уговорит Москву отказаться от того же «Основополагающего акта» ради призрачного диалога.

Для России в такой ситуации было бы лучше всего заявить о своей позиции. Заменить «Основополагающий акт» наша страна могла бы только на два документа. Первый: жесткие гарантии нейтралитета четырех стран (Финляндия, Украина, Молдавия и Грузия). Второй: предоставить гарантии неразмещения крупных воинских контингентов и ядерного оружия на территории восточноевропейских членов НАТО. Эти стратегические цели вряд ли следует разменивать на туманные обещания Берлина начать диалог о «новом ДОВСЕ».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
684
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
835
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
774
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
766

Другие новости