0
3378
Газета В мире Интернет-версия

23.06.2017 00:01:00

Сезон популизма в Европе завершается

Владимир Швейцер

Об авторе: Владимир Яковлевич Швейцер – заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН.

Тэги: ес, брекзит, великобритания, франция, нидерланды, выборы, националисты


ес, брекзит, великобритания, франция, нидерланды, выборы, националисты Фото Gettyimages

Нет сомнения в том, что 23 июня 2016 года навсегда войдет в историю Евросоюза. Отказ большинства участников британского референдума от членства страны в ЕС, не совпавший с проеэсовским, хоть и с серьезными оговорками, мнением ведущих политических сил страны, поставил ребром вопрос о степени традиционного партийного влияния на электоральное поведение граждан Туманного Альбиона. Этот же вопрос не нашел пока адекватного ответа на состоявшихся за послебрекзитовский год выборах различного уровня в ряде европейских государств.

Многие политологи – и я был в их числе – ожидали, что британская буря плотно накроет евроскептическим вихрем электорально неустойчивые страны ЕС. Прогнозировалось значительное усиление парламентских позиций радикал-националистов, популистов правого и левого толка, сторонников разрушающего Евросоюз изнутри регионального сепаратизма. Действительность оказалась более оптимистичной с точки зрения сохранения единства в ЕС, чем предполагалось, исходя из фиаско в Великобритании.

Начнем хотя бы с самых последних выборов – в Палату общин. В нее не прошли представители триумфаторов брекзита от Партии независимости Соединенного Королевства, резко уменьшили свое представительство шотландские националисты. Напротив, неофициальными победителями выборов стали, казалось бы, уже списанные в аутсайдеры лейбористы. И хотя большинство в Палате общин сохранили консерваторы, без поддержки юнионистов Ольстера они не смогли бы начать процедуру формирования правительства.

Серьезный удар по властным претензиям евроскептиков нанесли обе – президентская и парламентская – избирательные кампании во Франции. Очевидный провал социалистов, неубедительность результатов республиканцев отнюдь не создали предпосылок для победы ни самой Марин Ле Пен, ни возглавляемому ей «Национальному фронту» (НФ).

И хотя результат во втором раунде президентских выборов стал для лидера НФ рекордным, оба тура парламентских выборов расставили все на свои места. Победа Эмманюэля Макрона и его наспех собранного движения «Вперед, республика!» продемонстрировала гибкость политической системы Франции, возможности функционирования по модели «два в одном» как национально ориентированного, так и проевропейского политического вектора.

В соседних Нидерландах хотя в нижней палате после парламентских выборов в марте 2017-го и возросло представительство радикал-националистов из вилдерсовской Партии свободы, однако этот факт никак не повлиял на отсутствие у нее шансов на получение хотя бы доли правительственной власти. Здесь, как и во Франции, при всех внутренних противоречиях между либералами, демохристианами и социал-демократами, имеет место консенсус относительно нерукопожатности радикал-националистов.

Этот же фактор негласного антинационалистического блока воспрепятствовал в Австрии приходу в президентский дворец Хофбург представителя местной Партии свободы Норберта Хофера. Правда, здесь борьба за приоритет в федеральном правительстве отложена до октября, когда австрийцы будут выбирать новый парламент. Явный раздор между стародавними политическими партнерами – социал-демократами и народниками – может сыграть на руку АПС, хотя коалиция с ней явно нежелательна как с национальной, так и с общееэсовской точки зрения для терпящей крах нынешней «красно-черной» коалиции.

Отметим, что и нахождение в одном правительстве с местными националистами партий различной ориентации отнюдь не всегда идет на пользу крайне правым. Свежий пример – Финляндия, где раскол по вопросам отношения к ЕС в целом и к ее иммигрантской политике вывел «Истинных финнов» (ИФ) за рамки сложившейся после парламентских выборов коалиции. При этом часть парламентской фракции ИФ согласилась поддержать тех бывших министров, кто не пошел на поводу у нового крайне националистически настроенного руководства этой партии.

Говоря о кризисе властных амбиций на правом фланге евроскептиков, нельзя не отметить схожие проблемы у противоположной части критиков нынешней европейской модели. Хотя на президентских выборах во Франции, парламентских (в июне 2016 г.) в Испании, на уже упоминавшемся голосовании в Нидерландах несколько увеличилось число сторонников крайне левых, это отнюдь не привело к конвертации электоральных тенденций в реально политические. Ни в одной из этих стран левые радикалы не нашли себе союзников для вхождения в высшие органы исполнительной власти.

Волеизъявления граждан ЕС на выборах местного значения также свидетельствуют об электоральных потерях евроскептиков. В мае потерпели неудачу кандидаты в Ландтаг крупнейшей земли ФРГ Северный Рейн-Вестфалия от «Альтернативы для Германии». Кандидаты популистского «Движения 5 звезд» с треском провалились на недавно прошедших муниципальных выборах в Италии. Недобрали ожидавшихся мест и сепаратисты из «Лиги Севера», с которыми не хочет больше дружить берлускониевская «Вперед, Италия!».

Отметим и мнение по поводу прошедших на Апеннинах и в других частях Европы выборов бывшего берлускониевца, а ныне председателя Европейского парламента Антонио Таяни: «Сезон популизма в Европе подходит к концу». Соглашаясь с этим тезисом, отметим, что на умонастроения европейцев влияет не только очевидная авантюрность и политическая непредсказуемость националистов, популистов и сепаратистов Европы, но и схожая с этим во многом линия нынешней американской администрации. Те из них, кто с восторгом встретил избрание Дональда Трампа, несут сегодня ощутимые политические издержки от антиевропейской, по сути, политики президента США. Трампомания вряд ли и в дальнейшем поможет антисистемному сегменту партийного ландшафта Европы собирать богатый электоральный урожай.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1102
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
780
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
885
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
937

Другие новости