Фото Gettyimages
Такое решение принял Международный управляющий комитет проекта, предполагающего создание нового мемориала. Инициаторами обновления выступили Польша, Израиль, Нидерланды и Словакия. В 2013 году к участию в реконструкции места памяти жертв Холокоста пригласили российскую сторону. Москва предложение приняла и выразила готовность участвовать в финансировании музея. Это было естественным и вполне обоснованным откликом. Ведь в Собиборе произошло единственное крупное восстание в нацистских лагерях смерти за все годы Второй мировой войны, которое завершилось успехом. А возглавил его и организовал побег сотен обреченных на смерть узников лейтенант Красной армии Александр Печерский.
Нацистский лагерь смерти Собибор был разбит среди болот и лесов примерно в 200 км на юго-восток от Варшавы (теперешнее Люблинское воеводство). Он был создан в рамках операции «Рейнхард» для массового уничтожения еврейского населения, функционировал с мая 1942-го и фактически до начала восстания 14 октября 1943 года. В отличие от других концлагерей, Собибор был строго засекречен, поскольку являлся исключительно «лагерем уничтожения». По заходящей в тупик железнодорожной ветке туда доставляли заключенных и практически сразу направляли якобы в душевые блоки, а на самом деле – в газовые камеры. Согласно последним данным историков, там убито около 170 тыс. евреев из Польши и других оккупированных европейских стран – Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.
Побег из Собибора даже представить было невозможно. Четыре ряда колючей проволоки трехметровой высоты, заминированное пространство, патрули, часовые на вышках… Тем не менее офицеру Печерскому, попавшему в плен и оказавшемуся в конечном итоге в Собиборе, удалось в течение трех недель не только подготовить восстание, но и организовать побег. Печерского поддержали около 400 из 550 заключенных. Им удалось выманить и убить нескольких охранников и уйти через минное поле в лес. Примерно 80 погибли при побеге, 270 узников были схвачены при облаве или выданы нацистам. До конца войны дожили около 50 участников восстания. Сам лагерь был снесен, а земля, на которой он располагался, перепахана и засажена капустой, картошкой и кустарниками.
Так случилось в послевоенной истории, что именно о нацистской «фабрике смерти» в польском Собиборе мало кто у нас знал. Хотя в победном 1945-м в советской печати появлялись материалы о восстании, а в журнале «Знамя» Павел Антокольский и Вениамин Каверин опубликовали очерк «Восстание в Собиборе». Написал об этом событии и сам Александр Печерский, который после побега прошел штрафбат. Только в 2007 году на доме в Ростове-на-Дону, где он жил до своей смерти в 1990 году, появилась мемориальная доска, есть там сейчас и улица Печерского, а в 2016-м Владимир Путин подписал указ о награждении героя Собибора орденом Мужества.
По разным причинам в отечественной военной историографии много было пробелов насчет Собибора. Среди них называют и такие: десятки сбежавших узников стали жертвами местных жителей-антисемитов. Говорить же об этом вслух в социалистические времена было не принято, дабы не испортить отношения между ПНР и СССР.
В прошлом году память жертв нацизма в Собиборе почтил министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, подтвердивший на месте, что «Россия готова участвовать в работе оргкомитета и принять финансовое участие в создании мемориала».
И вот поступивший из Варшавы отказ в присоединении России к международному проекту обновления музея – места Памяти на территории бывшего нацистского лагеря Собибор, вызвавшее недоумение, разочарование и возмущение. Жесткий комментарий МИД России не заставил себя долго ждать: «Считаем принятие такого решения аморальным с точки зрения исторической правды… Игнорирование исторических фактов не поддается рациональному объяснению и не должно пройти незамеченным для мирового сообщества. Намерение не допустить Россию в число участников проекта является частью открыто демонстрируемой в последнее время Варшавой русофобии и стремления поляков навязать свое видение истории, принизив освободительную роль СССР и Красной армии во Второй мировой войне».
Конечно, позиция официальной Варшавы в этой ситуации удивляет меньше всего, но «вызывает недоумение, непонимание и удивление то, с какой легкостью наши несостоявшиеся партнеры по проекту Нидерланды, Словакия и Израиль изменили свою позицию в отношении российского участия».
Странным в этой компании видеть Израиль, где в Тель-Авиве в честь Печерского воздвигнут обелиск, а в городе Цфат есть улица его имени. Может быть, аукнулись не лучшие отношения между СССР и Израилем, когда на Земле обетованной восстание в Собиборе почиталось на государственном уровне, а у советского руководства вызывало головную боль.
Возвращаясь к польскому упрямству, поневоле начинаешь думать о том, что Варшаве есть что скрывать и на что не хочется обращать внимание. Известно, что удачно совершившие побег узники стояли перед выбором: уходить с Печерским в Белоруссию или остаться и скрываться в Польше. Так вот, большинство тех, кто двинул за Буг, спаслись. А большинство оставшихся в Польше – погибли. Причем, как считают, почти 90 узников Собибора избежали нацистских облав, но погибли от рук поляков.
Очевидно также, что если восстанавливать историю Собибора, то нельзя умолчать о том, что охрану по периметру лагеря несли украинские коллаборационисты. А самым жестоким из них мюнхенским судом был признан бывший гражданин США и СССР украинского происхождения Иван Демьянюк. Все эти упоминания – также неприятная сегодня тема для Польши.
556 комментариев было на вчерашний день на польском портале onet.pl под материалом о вызове посла Польши в МИД РФ в связи с отказом Москве в участии в проекте. И большинство – подобные следующему высказыванию с ником НАБЛЮДАТЕЛЬ: «Совершенно не понимаю, почему надо исключать Россию из этого благородного плана, если она выразила желание участвовать в проекте и охоту на издержки его реализации. Или русофобия некоторых наших правительственных чиновников – уже необратимое явление? Подавляющее большинство поляков осуждает такие действия и требует предпринять шаги в направлении нормализации польско-российских отношений. Именно этой цели может послужить реализация проекта «Собибор» совместно с Россией».