Фото Gettyimages
Визит президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера в Москву прошел в контексте 500-летнего юбилея Реформации и в связи с передачей российским государством кафедрального собора Святых Петра и Павла евангелическо-лютеранской общине. Принимая немецкого гостя в Кремле, президент России Владимир Путин выразил надежду, что этот визит подтолкнет развитие отношений двух стран.
Пребывание Штайнмайера в Москве началось с возложения венка к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. В резиденции посла ФРГ он встретился с бывшим президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым. Затем немецкий гость посетил правозащитное общество «Мемориал». Центральной частью визита стало посещение собора Святых Петра и Павла, где состоялась церемония его передачи Евангелическо-лютеранской церкви России. Вечером Штайнмайер присутствовал на балетном спектакле «Страсти по Матфею» Баха в постановке Гамбургского балета.
Главным же политическим аккордом визита стала личная встреча за чашкой чая в Кремле с коллегой Владимиром Путиным. Как пишет Handelsblatt, отношения между Москвой и Берлином достигли низшей точки именно при президенте РФ, работавшем в Германии и любящем немецкий язык, и при канцлере Ангеле Меркель, «которая когда-то в ГДР даже победила на олимпиаде по русскому языку и любит русскую литературу».
Теперь, пишет Rheinische Post, «федеральный президент желает выяснить, готова ли российская сторона к чему-то большему, чем жесты с возвращением церкви, – к восстановлению доверия после многих лет отчуждения». В ведомстве президента ФРГ говорят, что Штайнмайер хотел проверить, нельзя ли пошагово выстроить новое взаимное доверие, а заодно узнать, что Путин думает о будущем отношений России с Европой. По словам же самого Штайнмайера, которые приводит Deutsche Welle, он намеревался поднять в Кремле тему «сложной ситуации с правами человека в России». В частности, Берлин обеспокоен законом об иностранных агентах, «сокращающимися возможностями для работы правозащитных организаций», а также «посягательствами на свободу искусства».
В одном из интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) Штайнмайер говорил, что не строит иллюзий относительно отношений с Россией. «Но не говорить друг с другом – это, с моей точки зрения, не альтернатива», – подчеркнул он. Эти слова, по-видимому, были сказаны в адрес своего предшественника Йоахима Гаука, ни разу не удосужившегося посетить Россию.
По мнению FAZ, в случае с Гауком роль играли не только личная антипатия по отношению к бывшему сотруднику секретной службы Путину, но и биографические моменты экс-президента ФРГ. Отец Гаука после Второй мировой войны был арестован и долгое время сидел в ГУЛАГе. Когда Гаук в 2014 году не поехал на Олимпийские игры в Сочи, поскольку не хотел оказывать честь престижному российскому мероприятию, возможность его государственного визита в Москву была и вовсе похоронена.
На посту президента Штайнмайер, который побывал и руководителем ведомства канцлера еще при Герхарде Шредере, и вице-канцлером, и дважды главой МИДа, хотел с самого начала действовать иначе. Он дал понять, что намерен оставаться «связующим звеном между Берлином и остальным миром», включая Россию. В разгар кризиса между Западом и Москвой именно он выступал за продолжение диалога, несмотря на поддержку им антироссийских санкций.
Вчера в Кремле Штайнмайер заявил, что ему и Путину «необходимо противодействовать отчуждению, которое имело место между нашими странами в прошедшие годы, необходимо продолжать диалог, необходимы долгосрочные попытки с обеих сторон». В свою очередь, Путин выразил надежду на то, что этот визит «будет хорошим толчком в развитии двусторонних отношений, послужит укреплению наших межгосударственных связей».
Впрочем, для поездки в Россию в новой для Штайнмайера роли было важно сократить до минимума риск неверных сигналов. Он не имеет права давать повод для подозрений, что как глава государства поддерживает особые отношения с Кремлем. В ведомстве президента ФРГ специально указали на то, что Штайнмайер обсудил этот визит с Меркель, которая, кстати, передала приветствие Путину.
Оценивая по просьбе «НГ» значение визита Штайнмайера, замдиректора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований Владислав Белов сказал, что его приезд в Россию через полгода после вступления в должность – хороший знак. «Это церемониальная обязанность президента продемонстрировать немецкие и европейские ценности и поднимать тему прав человека и демократии в стране пребывания, – подчеркнул эксперт. – На уровне межгосударственных отношений в отличие от Гаука оба президента рукопожатные. И это подтверждение того, о чем Путин и Меркель заявили 2 мая в Сочи: российско-германское сотрудничество находится на достаточно хорошем уровне».
Белов не исключает, что Штайнмайер мог высказать критику в адрес России в связи с ситуацией в Украине. «Вместе с тем он и Путин скорее всего говорили о необходимости наращивания совместных усилий Москвы и Берлина по разрешению украинского кризиса, а не обвиняли друг друга в бездействии. Во всяком случае, германский посол в России Рюдигер фон Фрич в выступлениях 3 октября в резиденции и 5 октября в посольстве ни разу не упомянул Украину, хотя прежде постоянно делал это, – сказал эксперт. – Убежден, что Россия и ФРГ уже наметили согласованные шаги, о которых мы будем узнавать постепенно».