Ракеты Северной Кореи всерьез беспокоят ее соседей. Фото Reuters
В Пекине прошло китайско-российское компьютерное командно-штабное учение по ПРО «Воздушно-космическая безопасность – 2017». Хотя в ходе его не велись стрельбы, военные освоили метод обмена информацией на случай, если по территории двух стран будут нанесены удары. Как говорят в Пекине, уровень двустороннего взаимодействия значительно вырос. По мнению комментаторов, речь идет об угрозе как со стороны Северной Кореи, так и США и их союзников.
Китайская газета «Жэньминь жибао» со ссылкой на Минобороны КНР и военных экспертов пишет, что незадолго до учения российские военные провели испытание эшелонированной территориальной системы противоракетной обороны А-235.
А в проходящих сейчас маневрах задействованы зенитно-ракетные системы РФ С-400 и С-300, а также китайский зенитно-ракетный комплекс «Хунци-9». В ходе учения не используются боевые подразделения, но военные двух стран готовятся к настоящей войне. Это говорит о новом сдвиге в китайско-российском стратегическом взаимодействии, утверждает газета.
Какого именно противника имеют в виду инициаторы учений? Американский журнал Newsweek дает на этот вопрос такой ответ: Россия и Китай намерены противодействовать как Северной Корее, так и США и их региональным союзникам. Газета South China Morning Post отмечает, что компьютерные упражнения в Пекине проводятся одновременно с аналогичными маневрами, в которых участвуют США, Япония и Южная Корея.
«Военные двух стран должны быть начеку, поскольку Северная Корея становится более провокационной и непредсказуемой, а США неоднократно угрожали ударить по Северу», – говорит Ли Цзе, военный эксперт в Пекине. В то же время Колин Ко, эксперт в технологическом университете Наньян в Сингапуре, полагает, что Россия и Китай дают ответ на растущую кооперацию в Северо-Восточной Азии между США и их союзниками в сфере ПРО. Ко в качестве примера приводит желание Японии купить у США наземную противоракетную систему Aegis Ashore и размещение комплекса THAAD в Южной Корее.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил, что «это вторые учения. Предыдущие были в Москве, тоже в виде компьютерной симуляции, компьютерного моделирования противоракетной обороны на театре военных действий. То есть на них не отрабатывается защита от межконтинентальной баллистической ракеты или стратегического ядерного нападения». Тем не менее это важно, полагает эксперт. Моделируется работа в ходе этих учений таких систем, как российские С-300, С-400 и китайские комплексы «Хунци-9». Компьютерное моделирование позволяет моделировать протоколы автоматизированного обмена данными, чтобы стороны могли получать информацию с радиолокационных средств друг друга, обмениваться этими данными, создавать совместные группировки ПВО и ПРО. Это важный момент в наращивании оперативной совместимости между нашими войсками.
При этом, по словам Кашина, реальных перемещений боевой техники, реальных стрельб не происходит. «Две группы специалистов сидят на объекте в Пекине. С нашей стороны моделируется работа наших комплексов, с китайской – скорее всего комплекса «Хунци-9». Этот комплекс разрабатывался китайцами в 1990-е годы с помощью России. Полностью он аналогом российского варианта не является. Российские специалисты отвечали за разработку его наземных элементов, осуществляли общее консультирование. По характеристикам «Хунци-9» примерно соответствует С-300. Тем не менее он уступает новейшим российским комплексам, таким как С-400. Поэтому китайцы производят «Хунци-9», но одновременно осуществляют ограниченные закупки С-400», – подчеркнул эксперт.
«Все это означает: формально у нас договора о союзе нет. Но если в какой-то момент в силу изменившихся обстоятельств будет принято политическое решение, то достаточно выполнения ряда формальностей, и все заработает. Ведь вся работа подготовительная по налаживанию взаимодействия в значительной степени сделана. Военные двух стран хорошо знают друг друга. Знакомы с возможностями друг друга. Им будет действовать проще», – прогнозирует Кашин.
Сближение Москвы и Пекина тревожит Вашингтон. Чтобы предотвратить образование такого альянса, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил о готовности США пойти на уступку Китаю. Он заверил КНР: если по какой-то причине, например в случае краха режима КНДР, американцам придется войти на территорию Северной Кореи, они отступят обратно в Южную Корею после того, как стабильность на Севере будет восстановлена.