На собрании председателей ячеек Трудовой партии Кореи Ким Чен Ын заявил, что КНДР способна «уйти от любых санкций». Фото Reuters
Пхеньян назвал новые санкции ООН актом войны. Как видно из заявления МИД КНДР, принятые Советом Безопасности меры равнозначны экономической блокаде. Большинство наблюдателей считают, что Ким Чен Ын не откажется от испытаний оружия массового уничтожения (ОМУ). Тем более что страна в значительной степени перешла на рыночные принципы, ее система оказалась живучей.
Ограничения, одобренные СБ ООН, основательно обрубают размер поставок топлива КНДР и обязывают северокорейских граждан, работающих за рубежом, вернуться домой. В Вашингтоне рассматривают эту резолюцию как последнюю попытку заставить режим Пхеньяна дать задний ход в планах совершенствования ОМУ.
Впрочем, по сообщениям New York Times, в администрации президента США Дональда Трампа есть разногласия на сей счет. ЦРУ утверждает, что никакое экономическое давление не заставит Ким Чен Ына отказаться от бомбы. «Президент Трамп использовал любой рычаг, который у него есть, за исключением шагов, которые вызвали бы голодную смерть народа Северной Кореи, говорит Томас Боссерт, советник Белого дома по внутренней безопасности. Так что у нас осталось немного возможностей для оказания нажима».
Госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джим Мэттис предпочитают дипломатическое решение. Но сторонники такого подхода опасаются, что Трамп пойдет на какой-нибудь вид упреждающего удара, делая ставку на то, что Север не решится на полнокровный ответ.
В беседе с «НГ» Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, сказал, что часть американского истеблишмента как раз и рассчитывает на то, что санкции спровоцируют Пхеньян на военную акцию. «Это еще не полная блокада, но шаг к ней. Теперь ход за Северной Кореей. Я надеюсь, что у нее хватит разумности. Но США, возможно, хотят заманить Кима в ловушку и подтолкнуть его к мысли, что у него есть только два варианта ответа: просто умереть или умереть с музыкой».
Подталкивая Кима к каким-то безрассудным акциям, США смогут представить дальнейшее решение северокорейской проблемы не как аналог Югославии или Ирака, а как ответ на явный факт северокорейской агрессии. «Но если до применения силы не дойдет, то все будет зависеть от того, насколько Ким Чен Ын планировал дальнейшее увеличение санкций и готовился к этому. То есть имеется ли у него готовая, сделанная заранее подушка безопасности. Во всяком случае, северокорейцы начали работу по строительству завода по производству синтетического топлива из угля», – напомнил эксперт.
По его словам, КНДР – это не страна тотального голода и разрухи. Там предпринимаются некоторые шаги в сторону создания рыночной экономики. Там есть хозрасчет, самофинансирование, бригадный подряд. Там есть кафе, пиццерии. Это немножко напоминает нашу Среднюю Азию, когда все было советским, а на деле у каждой точки был конкретный хозяин. Еще один важный момент: экономические реформы явно не будут сопровождаться политическими реформами или информационной открытостью.
«Что касается совместных предприятий с иностранцами, то они существовали, но были закрыты после решений ООН. А накануне принятия последней резолюции публиковался доклад, где представители ООН открыто признали, что санкции бьют по рядовому населению, а на развитии ракетно-ядерной программы не отражаются никак», – заключил Асмолов.
Как утверждает телеканал CNN Money, при тоталитарном режиме Ким Чен Ына в стране произошла «тихая потребительская революция. Издавна привыкшие к тому, что государство контролирует, как они едят, одеваются, или путешествуют, северокорейцы приобщаются к нравам капитализма западного стиля».
Правительство допускает больше предпринимательской деятельности и даже поощряет конкуренцию между мелкими частными фирмами. «Вы можете основать свою собственную компанию. Торговая лавка, салон красоты – вы можете управлять ими как своими собственными и оставить большую часть прибыли у себя», – говорит Андрай Абрахамян, научный сотрудник американского Центра стратегических и международных исследований.
Ким Чен Ын, учившийся на Западе, более приемлет рынок, отмечает Ким Бун Ен, профессор Национального университета в Сеуле. Эти перемены привели к подъему экономики. Она выросла в прошлом году, по оценке южнокорейского Центробанка, на 3,9%.
Хотя санкции СБ одобрил единодушно, Китай и Россия проголосовали «за» только после того, как США согласились смягчить пару пунктов. Государства призывают проверять иностранные суда, которые посещают северокорейские порты, и пресечь перекачку топлива с одного судна на другое.
Но резолюция не разрешает странам подавать сигналы или высаживаться на северокорейских судах в международных водах, как предлагал в сентябре Вашингтон. Резолюция также увеличила срок, когда рабочие КНДР обязаны вернуться из-за границы домой, с 12 до 24 месяцев.