Кадри Джамиль считает, что процесс создания новой Конституции Сирии будет трудоемким. Фото РИА Новости
Москва предложит участникам Конгресса сирийского национального диалога, запланированного на 29–30 января в Сочи, рассмотреть ее проект создания комитета по конституционной реформе в Сирии, который должен функционировать под эгидой ООН. Об этом в разговоре с «НГ» сообщил глава Московской платформы сирийской оппозиции Кадри Джамиль, который был детально ознакомлен с инициативой российской стороны. В экспертной среде идею РФ оценивают положительно, но отмечают: важно то, как она будет преподнесена.
«У России есть идея создать Комитет по конституционной реформе, – сообщил Джамиль, комментируя «НГ» результаты своих недавних переговоров с заместителем главы МИД РФ Михаилом Богдановым. – Предлагается, чтобы представитель генсека ООН (речь идет о специальном посланнике Стаффане де Мистуре. – «НГ») вел работу этого комитета. Эта идея не повредит делу. Но вы должны понимать, что комитет по конституционной реформе – это одно, а конституционный комитет, который должен писать Конституцию, – это другое. По резолюции Совета Безопасности ООН 2254, последний должен создаваться после начала переходного периода, когда все стороны договорятся о контурах и сути переходного органа».
Глава Московской платформы отметил: в рамках сирийского урегулирования существует много тезисов, которые нужно обсуждать еще до реформирования Основного закона. «До этого (до создания новой Конституции. – «НГ») нужно договориться принципиально, – заявил Джамиль. – Например, во-первых, если Сирия — республика, то какая?
Второе: каковы полномочия центра и регионов? Третий вопрос – какова роль армии в новой Конституции? Четвертое – отношение к органам безопасности. Эти проблемы нужно обсуждать, группировать и затем по ним договариваться. По нашему мнению, по мнению Московской платформы и «Фронта за перемены и освобождение» (партия, которую представляет Джамиль. – «НГ»), окончательная версия Конституции должна писаться в Сирии». Оппозиционер подчеркивает, что Комитет по конституционной реформе не дискуссионный клуб, а орган по принятию решений.
Встреча с Сергеем Лавровым в Москве не развеяла сомнения Насра аль-Харири относительно конгресса в Сочи. Фото РИА Новости |
Оппозицию на конгрессе в Сочи должны представлять шесть фракций – Московская, Эр-Риядская и Каирская платформы, Национальный координационный комитет, а также независимые делегаты и представители вооруженных групп, напоминает Джамиль. Они составляют объединенную группу, главой которой избран член Высшего комитета по переговорам (Эр-Риядская платформа) Наср аль-Харири. Но, несмотря на формальное единство, в оппозиции пока не пришли к единому мнению, стоит ли вообще ехать в Сочи.
«В свете многочисленных заявлений и критики у нас есть сомнения в истинных целях конгресса национального диалога», – заявил ранее аль-Харири, который побывал несколько дней назад в Москве в составе объединенной оппозиционной делегации и провел ряд встреч, в том числе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. По его словам, переговоры в Вене, которые начались под эгидой ООН 25 января, должны прояснить, стоит ли представителям оппозиции участвовать в сочинском конгрессе. Отказ аль-Харири и его соратников от участия сделает конгресс менее представительным, отмечают наблюдатели.
«Мы, то есть Московская платформа, предлагаем, чтобы вся делегация оппозиции поехала в Сочи, – заявил «НГ» Джамиль. – Эта делегация была в Москве и провела встречу с Лавровым. Сама встреча была положительной. Думаю, что это поможет дать утвердительный ответ по поводу Сочи. В делегации были настроения принять решение против Сочи. Но мы выступаем за эти переговоры, потому что считаем, что они поддержат женевский процесс». Оппозиционер отмечает, что за участие в конгрессе национального диалога выступают Московская и Каирская платформы, а также большая часть независимых групп. «Были дискуссии, может быть, даже ожесточенные – поедем или нет, но убеждение, что нужно ехать, думаю, взяло верх, – отметил Джамиль. – Мы не хотим, чтобы поехала часть оппозиции – мы хотим, чтобы поехали все». Собеседник «НГ» считает, что сирийцам нужно научиться достигать консенсуса. «Время, когда одно мнение преобладало, позади», – заключил Джамиль.
Эксперт Российского совета по международным делам Юрий Бармин сообщил «НГ», что накануне циркулировали слухи о предложении России создать не только комитет по конституционной реформе, но и комитет по выборам, и президентский комитет. «Это логичное решение, – заявил «НГ» Бармин, комментируя инициативу РФ по созданию ооновского органа, нацеленного на реформу Основного закона Сирии. – Единственное мне не совсем понятно: если в Сочи не будет Высшего комитета по переговорам (Эр-Риядской платформы во главе с аль-Харири. – «НГ»), представителей курдской автономии, то каким образом будет идти разговор о Конституции?»
Эксперт сообщил, что недавно обсуждал сложившуюся ситуацию с одним из советников де Мистуры. «Он сказал: если аль-Харири откажется от Сочи, то и опция де Мистуры будет ограниченной. Сама по себе инициатива логична, она давно обсуждалась. Единственное – важно, под каким соусом это будет подаваться».
Проведение сочинской встречи осложнено множеством факторов, среди которых вопрос об участии представителей автономии сирийских курдов. В Рожаве (так называется их государственное образование, провозглашенное в одностороннем порядке) сомневаются в необходимости участвовать в переговорах на российской площадке по причине того, что один из ее кантонов (административная единица) – Африн – был отдан на растерзание Турции при молчаливом согласии международных игроков. В российском МИДе винят в обострении вокруг Африна США, уклоняясь от конкретного ответа на вопрос, было ли дано прямое согласие России на турецкую операцию в многострадальном анклаве, где раньше находились российские военные советники.
В британской экспертной среде считают, что пока сочинский процесс не прибавил ничего существенного к женевскому процессу. «Однако очень интересна динамика на местах, в которой, я думаю, Россия определенно лидирует, – заявил «НГ» научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Майкл Стефенс. – Во-первых, Лавров указал на то, что на переговорах будет какое-то курдское присутствие, но прямо не уточнил, каким именно оно будет. Это интригует. Во-вторых, интересно то, как элементы сирийского режима координируются с Турцией, особенно в том, что касается ситуации в Идлибе, которая представляет огромные проблемы для Анкары. Интересно и то, могут ли фракции Свободной сирийской армии в конечном счете эвакуировать Идлиб и какие условия Сирия примет в Африне. Все это довольно жесткие обсуждения по существу, но в итоге это только тактические проблемы. Самый большой вопрос в том, будет ли принято российское намерение продвинуть идею единого правительства и объединенной Сирии под контролем Башара Асада. Предполагаю, что этого не произойдет, хотя у многих оппозиционных фракций почти не будет выбора, кроме как принять реальность через несколько месяцев».
комментарии(0)