Премьер-министр Великобритании анонсировала комплекс санкционных мер против Москвы. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй потребовала выслать из королевства 23 российских дипломата и принять дополнительные меры по укреплению контрразведывательных мер. Такие шаги – ответ на отравление экс-полковника ГРУ и двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, в котором Лондон обвинил власти РФ. В ближайшее время вопрос о покушении на Скрипалей по требованию Британии будет обсуждаться на площадках ООН и Евросоюза.
Анонсированные Мэй штрафные меры предполагают самую масштабную высылку дипломатов за 30 лет. Однако это все равно меньше, чем в 1971 году, когда из-за скандала с представителем торговой миссии СССР в Лондоне были высланы 105 советских дипсотрудников.
В понедельник Мэй заявила, что нервно-паралитическое вещество, от которого пострадали Скрипали в английском городе Солсбери, было разработано в России и известно под названием «Новичок». Премьер дала Москве 36 часов, чтобы ее представители объяснили, как отравляющее вещество попало в Британию.
Однако в РФ ультиматум отклонили, сославшись на необходимость выполнения процедур в рамках Конвенции о запрещении химического оружия. Как заявил глава МИДа Сергей Лавров, Москва будет отвечать на запросы Лондона только после того, как ей предоставят доступ к материалам дела. «Мы – члены Конвенции о запрещении химического оружия… Если процедуры, которые предусмотрены в конвенции, будут выполнены, я вас уверяю, что Российская Федерация выполнит свои обязательства и ответит на соответствующий запрос в то время, которое отводится на подготовку ответа», – отметил он.
Не дождавшись ответа Москвы, Мэй обвинила в покушении на Скрипалей напрямую российские власти. «Полагаю, это было верным решением предоставить России возможность объяснить произошедшее (в Солсбери. – «НГ»), однако ответ России продемонстрировал ее презрение к этим серьезным событиям», – заявила глава правительства, выступая в Палате общин. По словам Мэй, Россия не предоставила «достоверного» объяснения ни по поводу возможной утери контроля над ядом, ни по поводу того, почему Москва вообще «вела разработку незадекларированной программы химического оружия в нарушение международных законов». «Нет другого объяснения, кроме как то, что российское государство стояло за покушением на Скрипаля и его дочь, а также подвергло угрозе жизни других британцев в Солсбери, включая сержанта Ника Бэйли», – заявила она.
В качестве ответа на «агрессию» России Мэй ввела против Москвы штрафные меры. Новые санкции, во-первых, коснутся дипломатических отношений. Так, из Британии будут высланы 23 дипломата, которые, как установил Лондон, занимались разведывательной деятельностью. Мэй также объявила о приостановке всех контактов с РФ на высшем уровне.
Во-вторых, заявила Мэй, Британия примет более строгие меры в отношении работающей в королевстве российской шпионской сети. Как дала понять премьер, она уже приказала британским силовикам «незамедлительно приступить к разработке новых механизмов борьбы с любыми видами враждебных действий других государств».
Наконец, Мэй пообещала проявить большую жесткость в борьбе против российского капитала в Британии, нажитого незаконным путем. Соответствующие меры могут стать дополнением к уже принятому закону, направленному на борьбу с отмыванием денег, а также со средствами, полученными в том числе преступными методами (см. «НГ» от 17.10.2016).
Помимо прочего, из-за «дела Скрипаля» лицензии может лишиться и телеканал RT. Как утверждается на сайте британского медиарегулятора Ofcom, RT могут признать не соответствующим «требованиям к получателям лицензии».
При этом Мэй подчеркнула: Британия не закрывает свои двери для россиян, не нарушающих закон и не представляющих угрозы для безопасности Соединенного Королевства. «Никакие из объявленных мною действий не станут препятствовать законным действиям и контактам россиян в Британии», – отметила она.
Мэй, кроме того, не стала занимать крайне жесткую линию в отношении Москвы, как того ожидали от нее некоторые депутаты от Консервативной партии. Соратники премьера, в частности, призывали принять решение по отзыву лицензии у RT на политическом уровне и объявить бойкот чемпионату мира по футболу.
Тем не менее в британском экспертном сообществе объявленные премьером шаги назвали масштабными. «Ответные меры Мэй в целом соответствуют общим ожиданиям, а в некоторых аспектах они вышли даже более жесткими, чем полагали многие, – сказал «НГ» старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Шашанк Джоши. – Высылка представителей разведки – серьезный шаг, особенно учитывая, что такие меры не применялись уже несколько десятилетий. Объявленные инициативы также нанесут серьезный ущерб российской разведке в Лондоне».
Более того, рассуждает Джоши, заявление Мэй о намерении активизировать усилия на контрразведывательном направлении свидетельствуют о том, что в ближайшие несколько лет к России будут относиться особенно настороженно. «В настоящий момент на борьбу с терроризмом МИ-5 тратит около 60% своего бюджета, но впредь, полагаю, этот процент может возрасти за счет повышенного внимания к действиям России», – пояснил он.
Жесткость предпринятых Лондоном штрафных мер оправданна, убежден бывший посол Британии в Москве Тони Брентон. По словам экс-дипломата, который возглавлял дипмиссию королевства в момент убийства Александра Литвиненко в Лондоне, утвержденные в 2006-м наказания оказались недостаточными. «Мы применили санкции: выслали (четырех. – «НГ») дипломатов и прекратили сотрудничество с российской разведкой, которые, как мы надеялись, послужат предохранительной мерой. Оглядываясь назад, этого было недостаточно», – написал Брентон в статье, опубликованной на сайте Guardian.
Более того, в этот раз, пишет Брентон, Британия должна заручиться поддержкой международного сообщества. «Усилий одной лишь Британии недостаточно, – утверждает экс-посол. – Дерзость атаки на Скрипаля с помощью яда, использование которого укажет на Россию вероятнее всего, свидетельствует о том, что Москва специально провоцирует Соединенное Королевство».
Впрочем, Западу все равно требуется продолжать развивать с Россией диалог, констатировал Брентон. «Как сильная сторона в этой конфронтации, Запад должен сделать первые шаги. Мы должны искать общие темы, вокруг которых стоит отстраивать наши разрушенные отношения», – сказал он. Как пример общих интересов Запада и РФ Брентон, в частности, назвал борьбу с терроризмом и угрозами в киберпространстве.
Вопрос о покушении на Скрипаля и участие в нем России был внесен в повестку ООН. Эту тему участники организации должны были обсудить в среду вечером на специальном заседании. Не обойдут вниманием трагедию в Солсбери и на саммите Евросоюза, который состоится на следующей неделе.
Потребовали от РФ прояснить ситуацию с покушением на Скрипаля и в НАТО. «Россия обязана предоставить полную информацию о программе «Новичок» Организации по запрещению химического оружия» – отмечается в заявлении альянса.
Впрочем, говорить о том, пойдут ли в НАТО и ЕС на жесткие меры в отношении России, пока рано, полагает Джоши. «Убедить страны-члены этих организаций дать резкий ответ Кремлю – большой вызов для британской дипломатии, - констатирует эксперт. – Ведь на сегодняшний день в ЕС едва ли существует консенсус вокруг введения новых санкций, хотя, конечно, снятие с Москвы украинского пакета ограничений теперь стало труднее». В конечном итоге, рассуждает Джоши, многое будет зависеть от будут вести себя в Москве. «И пока что тон российского посольства в Лондоне – главный враг российской репутации», - заключил британский аналитик.
Со своей стороны, Россия назвала действия Британии провокацией. «Заявление премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в парламенте 14 марта о мерах «наказания» России под фальшивым предлогом о якобы причастности к отравлению Сергея Скрипаля и его дочери расцениваем как беспрецедентно грубую провокацию, подрывающую основы нормального межгосударственного диалога между нашими странами», – утверждается в заявлении на сайте МИД РФ. В ведомстве также заявили о намерении принять ответные меры.
Не оставит РФ без ответа и возможное решение отозвать лицензию у RT, объявила официальный представитель МИДа Мария Захарова. «Ни одно британское средство массовой информации в нашей стране работать не будет, если они закроют Russia Today», – сказала она в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия 1».
комментарии(0)