Вера Журова ожидает от компании Марка Цукерберга больших усилий по борьбе с утечкой личных данных граждан. Фото с сайта www.europa.eu
Власти Евросоюза и США продолжают прессинг в отношении Facebook, который обвиняют в бездействии перед лицом дезинформации и кражи данных его пользователей. Завтра создатель соцсети Марк Цукерберг должен дать показания в американском Конгрессе. Также на вторник запланированы переговоры операционного директора Facebook Шерил Сандберг с еврокомиссаром по юстиции Верой Журовой.
«История с Facebook касается не только защиты персональной информации. Существует реальная угроза демократии и избирательным процессам. Поэтому я хотела бы поговорить с госпожой Сандберг насчет того, как они (Facebook. – «НГ») собираются добиться прозрачности своей работы и уважать процедуры демократических дискуссий», – заявила Журова.
Если Facebook не готов радикально пересмотреть свое поведение, его могут ждать серьезные проблемы вплоть до расчленения на несколько небольших онлайн-компаний, предупредили руководство соцсети в Конгрессе. «Есть люди, которые предлагают разбить Facebook, и существуют конкретные методы, как это сделать», – заявил сенатор Рон Уайден, обратившись к Цукербергу с призывом защитить информацию о пользователях и оградить их от дезинформации. «Мы должны придерживаться конкретного принципа: вся хранящаяся онлайн-информация о пользователе – это его собственность, точка», – подчеркнул законодатель.
Напомним, что ранее Facebook стал фигурантом двух скандалов, связанных с вмешательством в выборы на Западе со стороны иностранных компаний и государств. Так, в марте с обвинениями о неправомерном получении данных о 50 млн пользователей соцсети столкнулась британская фирма Cambridge Analytica, занимающаяся политическим консалтингом. Информация о гражданах, как утверждают СМИ, могла быть использована Cambridge Analytica в интересах своих клиентов, в том числе в ходе президентской кампании Дональда Трампа (см. «НГ» от 21.03.18). Позднее Цукерберг допустил, что в действительности Cambridge Analytica могла получить информацию не о 50 млн, а о 87 млн пользователей.
Обвиняют Facebook и в недостаточных мерах защиты от иностранного вмешательства. Такие претензии к сосцети были выдвинуты после скандала с «российскими троллями», которые смогли за рубли приобрести у Facebook право размещать там рекламу, чтобы, как выяснили конгрессмены, усилить расовые и социальные разногласия между американскими избирателями (см. «НГ» от 03.11.17).
В конце прошлой недели Цукерберг выступил с рядом заявлений, в которых извинился за свое бездействие и пообещал сделать работу своей компании более прозрачной. Для достижения этой цели он анонсировал ряд мер. Главная из них – введение дополнительных требований к покупателям политической рекламы. Впредь для размещения своего контента на Facebook им придется указать информацию о себе и своем местонахождении.
Кроме того, руководство Facebook приняло решение закрыть доступ к своему ресурсу для AggregateIQ (AIQ) – канадской компании, специализирующейся на сборе цифровой информации и онлайн-рекламе. AIQ обвиняют в связях с Cambridge Analytica и краже данных о пользователях социальных сетей.
Впрочем, властям ЕС такие усилия пока что не показались достаточными. «Это хорошо, что они пытаются действовать в более прозрачном ключе, – заявила Журова. – Но, к сожалению, предоставленные ими (Facebook. – «НГ») объяснения не отвечают ожиданиям. Очевидно, что данные о многих европейцах были подвержены огромному риску, и я не уверена, что Facebook предпринял все необходимые шаги (чтобы избежать этого в будущем. – «НГ»)».
Волшебного решения, как регулировать Facebook, не существует, заявил «НГ» профессор кафедры цифровой журналистики Университета Сити в Лондоне Том Фелле. В то же время, отметил он, существует несколько мер, способных защитить личные данные граждан. «Во-первых, властям стоит на законодательном уровне обязать Facebook и другие социальные сети удалять всю информацию о пользователях по их требованию, – сказал Фелле. – Во-вторых, хранение данных в отношении любого человека, не достигшего 18 лет, должно быть признано незаконным. Несовершеннолетние также не должны становиться объектом рекламы».
Что касается борьбы с дезинформацией в соцсетях, выполнить эту задачу будет куда сложнее, признает Фелле. «Здесь нужны комплексные меры, включающие как алгоритмы, препятствующие распространению фейкового вирусного контента, так и уведомления, рассказывающие пользователям, кто именно является создателем блогов или объявлений, которые они читают», – заключил он.
комментарии(0)