Шиитский проповедник Муктада ас-Садр известен хорошими отношениями с саудовцами. Фото Reuters
Оппозиционная коалиция шиитского проповедника Муктады ас-Садра показала многообещающие результаты на парламентских выборах, стартовавших в Ираке в минувшие выходные. Это доказал предварительный подсчет голосов, который для сторонников религиозного лидера стал поводом праздновать победу. В экспертной среде отмечают, что первые итоги голосования стали неплохим сигналом для Саудовской Аравии, которая претендует на влияние в стране наряду с Ираном.
Блок ас-Садра под названием «Сайрун» выбился в лидеры в шести провинциях из 18, показали данные, опубликованные вчера в первой половине дня представителями местного избиркома после подсчета голосов в 10 регионах. По официальной информации, сторонники «Сайруна» взяли большинство депутатских мандатов в Багдаде. С небольшим отрывом на втором месте в иракской столице расположился другой оппозиционный блок – «Фатх» – во главе с бывшим министром транспорта Хади аль-Амири, который также известен как командир подразделений шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби». Отметим, что «Фатх» широко рассматривают как креатуру Ирана, который уже долгое время оказывает серьезное влияние на иракскую политическую жизнь.
Силовые ведомства ближневосточной республики предприняли беспрецедентные меры для того, чтобы обезопасить тех, кто решил прийти на избирательные участки. Руководитель отдела разведки и борьбы с терроризмом МВД Ирака Абу Али аль-Басри рассказал газете «Ас-Сабах», что спецслужбам удалось сорвать планы приверженцев группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) по организации терактов в ходе парламентских выборов. «Разведка на протяжении трех месяцев вела тайную войну с ИГ и сорвала планы террористов атаковать Багдад и другие провинции во время парламентских выборов, мирно завершившихся в субботу. Нарушений безопасности не зафиксировано», – пояснил аль-Басри. Сеть агентов вела круглосуточное наблюдение за «спящими ячейками» самопровозглашенного «халифата», добавил представитель МВД.
«Ас-Садр сам по себе фигура очень независимая, – пояснил «НГ» программный координатор Российского совета по международным делам (РСМД) Руслан Мамедов. – Но он достаточно прагматичен, чтобы понять: Иран просто так выгнать из Ирака не получится. С ним придется договариваться и взаимодействовать. Не стоит забывать, что Муктада ас-Садр не так давно вернулся из Ирана, то есть его связи с Исламской Республикой были всегда. Он не может считаться фигурой абсолютно антииранской, однако идеологически он близок к идеям светскости в принятии политических решений и к идее сохранения Ирака внутри арабского мира». Эксперт добавляет: «Для Саудовской Аравии результаты ас-Садра – это позитивный сигнал». Напомним, что шиитскому проповеднику удалось наладить неплохие контакты с суннитской Саудовской Аравией: его прошлогодний визит в столицу королевства вызвал шквал критики со стороны его единоверцев.
«Нужно понимать, что ас-Садр не станет яро выступать против иранского присутствия: те голоса, которые получила «Фатх», показали, что определенную базу иранцы наработать могут, – в то же время отмечает Мамедов. – Коалиция, которую возглавил ас-Садр, состоит как из его сторонников, так и из коммунистов. Им тоже придется согласовывать друг с другом свои интересы. В конечном счете те голоса, которые они набрали, не позволяют ас-Садру решить главный вопрос – кто будет следующим премьер-министром. Да, сейчас он – крупнейший политический игрок, но не настолько крупный, чтобы решать вопрос, как будет в итоге выглядеть политическая конфигурация и кто займет премьерское кресло, хотя, конечно, их влияние будет серьезным. Вход в коалицию с другими политическими силами позволит обеспечить как минимум соблюдение своих интересов и продвижение своих людей на ключевые посты».
Напомним, что правом голоса в Ираке обладают 24,5 млн человек. За места в парламенте четвертого созыва боролись около 7 тыс. кандидатов, из них 2011 – женщины, которым отводится четверть мандатов в 329-местном совете. Наблюдатели выражают озабоченность тем, что явка на выборах составила 44,5%, что, как считается, является самым низким показателем с 2005 года. На момент сдачи номера в печать Высшая независимая избирательная комиссия Ирака еще не огласила окончательные итоги голосования в республике, которая только в декабре 2017 года объявила о полном разгроме на своей территории боевиков ИГ, оккупировавших часть иракской территории четыре года назад.
комментарии(0)