Связи РФ и КНР, говорят эксперты, можно считать тесными на уровне правительств, а реальное число совместных проектов оставляет желать лучшего. Фото с сайта www.news.cn
В Китае идет интенсивная подготовка к визиту президента Владимира Путина, намеченному на начало июня. Об этом группе российских журналистов сообщил в понедельник заместитель директора департамента Центральной Азии и Восточной Европы МИД КНР Лю Бинь. Совместное заявление лидеров РФ и КНР по итогам визита будет включать как единую позицию по актуальным международным проблемам, так и дальнейшие планы развития двусторонних отношений в ключевых областях.
Представитель китайского МИДа подчеркнул, что отношения Москвы и Пекина переживают наилучший период за всю историю. Одно из свидетельств тому – беспрецедентная частота контактов на высшем уровне: Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин встречаются не менее пяти раз в год. По словам Лю, импульс дальнейшему развитию всеобъемлющего стратегического партнерства обеих стран придаст государственный визит президента РФ, который будет увязан с участием Путина в Совете глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 9–10 июня в Циндао.
Внешнеполитические ведомства РФ и КНР согласовывают текст Совместного заявления по итогам визита. Документ, сообщил Лю, будет включать как единую позицию Москвы и Пекина по наиболее актуальным международным проблемам, так и дальнейшие планы развития двусторонних отношений в ключевых областях, особенно в торгово-экономическом сотрудничестве.
Ведь не секрет, что хозяйственные связи между нашими странами далеко не столь эффективны, как политические отношения. Ряд китайских экспертов считают, что деловое сотрудничество можно охарактеризовать как «наверху горячо – внизу холодно». То есть связи на уровне правительств тесные, а количество совместных проектов оставляет желать лучшего.
Впрочем, если сравнивать нынешнее состояние экономических отношений России с Китаем с тем, какое наблюдалось, например, четыре года назад, когда был провозглашен «поворот России на Восток», то следует признать, что этот поворот постепенно становится реальностью. Хотя его темпы оказались медленнее, чем тогда ожидалось, да и содержание, а также нынешние формы сотрудничества сильно разнятся с первоначальными планами.
Представитель Сбербанка в КНР Сергей Цыплаков напомнил «НГ», что в 2015 году «мы были свидетелями резкого падения стоимостных показателей товарооборота, сокращения и без того не слишком впечатляющих масштабов инвестиционного взаимодействия. Лишь начиная с 2017 года наблюдается восстановительный рост. В прошлом году двусторонняя торговля выросла на 20,8% и превысила 84 млрд долл., а в нынешнем темпы роста еще ускорились».
Согласно опубликованным на днях данным Главного таможенного управления Китая, за январь–апрель торговля с Россией увеличилась на 27,3% и составила 31,2 млрд долл. Если эта тенденция удержится на протяжении всего года, то вполне возможно, что товарооборот выйдет на уровень 100 млрд долл.
«Вместе с тем уверенно делать подобного рода прогнозы пока рановато, – предупредил Цыплаков. – В мировой экономике и торговле сохраняется слишком много факторов неопределенности. Российский экспорт по-прежнему сконцентрирован в нескольких товарных группах: нефть (Россия уже два года является лидером по объему поставок нефти в Китай), уголь (третье место по поставкам в Китай), цветные металлы, древесина. Пока общий вектор ценовой динамики для наших экспортеров в целом благоприятен. Однако нельзя исключать, что ситуация может поменяться. Китайский экспорт в Россию зависит прежде всего от платежеспособного спроса населения и предприятий, изменений динамики курса рубля. Здесь однозначные тенденции пока не определились».
Что касается инвестиционного сотрудничества, то Министерство коммерции Китая оценило прирост прямых инвестиций в Россию в прошлом году в более чем 70% – 2,2 млрд долл. Но основными инвесторами выступают государственные предприятия центрального и регионального подчинения. Заинтересованность китайского частного бизнеса намного ниже. Там же, где частный капитал проявляет активность, например, в сфере туризма, схемы и шаблоны, по которым привыкли действовать китайские бизнесмены у себя дома, не всегда встречают понимание в России.
Цыплаков полагает, что приоритетным направлением российско-китайского сотрудничества в ближайшие годы по-прежнему будет энергетика, особенно газовая сфера. Не надо забывать, что «битва за голубое небо» остается в числе приоритетов экономической стратегии Китая. Задача улучшения экологической ситуации требует перевода на газ как предприятий, так и систем, обеспечивающих теплом население. Это отчетливо можно было видеть минувшей зимой, когда в ряде регионов Китая наблюдались серьезные перебои с подачей тепла.
Импорт Китаем газа растет весьма быстро. В прошлом году объемы ввоза увеличились на 27%, за январь–апрель нынешнего – на 36,4%. В этих условиях опасения, вызванные тем, что Китай якобы не заинтересован в поставках российского трубопроводного газа и чуть ли не собирается отказаться от достигнутых договоренностей, не имеют под собой серьезных оснований.
Это подтвердили «НГ» и в МИД КНР. На вопрос, разделяют ли в Пекине озабоченность по поводу возможного срыва договоренностей по газу, высокопоставленный источник в ведомстве ответил: принимая во внимание острую потребность Китая в топливе, подобные спекуляции неоправданны. Действительно, зависимость Китая от импорта газа все последние годы непрерывно нарастала: если в 2012 году она составляла 28,3%, то в 2017-м – уже 38,2%.
Другое дело – ценовые условия поставок. Здесь, конечно, будут приниматься во внимание и поставки из стран Центральной Азии, и импорт сжиженного природного газа (СПГ), тем более что в портах Китая имеется достаточно развитая инфраструктура по его приему. Во всяком случае, потребление газа в Китае будет расти, и Россия вполне способна занять свою нишу на перспективном китайском рынке, считает Цыплаков.
Пекин
комментарии(0)