Жан-Люк Меланшон призвал граждан объединиться против политики Эмманюэля Макрона. Фото Reuters |
Тысячи протестующих вышли на улицы французских городов, чтобы выразить недовольство реформами президента Эмманюэля Макрона. Главными организаторами акций выступили возглавляемая Жан-Люком Меланшоном партия «Непокоренная Франция» и профсоюз GCT. Таким образом, ультралевые силы стали главной оппозицией властям, потеснив в этой роли ультраправую партию «Национальный фронт».
По словам Меланшона, французам необходимо сформировать «общественный фронт», направленный на борьбу с политикой властей. «Наша страна в состоянии делиться своими богатствами… Мы выступаем от имени бедных, униженных, бездомных и безработных, и мы говорим «хватит!» – заявил Меланшон, выступая перед участниками демонстрации в Марселе.
С похожим призывом выступил и глава CGT Филипп Мартинез. Он заявил, что Макрон «слабо представляет себе степень общественного раздражения», и посоветовал президенту «взглянуть в окно своего дворца, чтобы понять, что творится в реальной жизни людей».
Что касается масштаба демонстраций, то организаторы протестов и правоохранители не смогли сойтись на единой цифре участников акций. По данным защитников правопорядка, на улицы французской столицы вышли 21 тыс. человек. Однако, по сообщениям CGT, число демонстрантов в Париже составило 80 тыс., тогда как по всей стране в митингах приняли участие 250 тыс. человек.
Напомним, что прошлой осенью Макрон подписал закон, направленный на повышение гибкости рынка труда, позволив работодателям легче увольнять сотрудников. Конечная цель преобразований – сократить безработицу, которая держится во Франции на отметке 9,6%. Планируется, что руководители компаний будут более охотно нанимать новый персонал, если они уверены, что смогут сократить штат рабочих в случае кризиса. Помимо реформы рынка труда противоречия вызвало и решение Макрона снизить госрасходы с целью сократить дефицит бюджета страны.
Новый виток обострения повлекли за собой изменения в работе Национальной компании французских железных дорог (SNCF), которые анонсировал Макрон этой весной. В соответствии с ними SNCF лишится статуса монополиста, а ее новые сотрудники больше не смогут рассчитывать на такие привилегии, как право заключать контракт на пожизненной основе и уходить раньше на пенсию. Таким образом, Макрон намерен соблюсти требования Евросоюза, обязывающие страны-члены открыть конкуренцию в сфере железнодорожных перевозок, а также сократить долги SNCF. Отметим, что в 2017 году долг этой компании составил 54,4 млрд евро.
По мнению Меланшона, реформы Макрона нецелесообразны, а сокращение госрасходов скажется на качестве здравоохранения и повысит криминогенность в бедных районах из-за нехватки полицейских. «Мы не верим тебе (Макрону. – «НГ»), потому что ты врешь», – отозвался Меланшон о планах президента, обратив внимание, что, несмотря на бюджетные сокращения, власти продолжают делать послабления богатым. Как заявил политик, из-за сокращения налогов для зажиточных в бюджете недосчитаются 4,5 млрд евро – тех средств, которые могли быть потрачены на здравоохранение.
Волна протестов, охватившая Францию в связи с реформами Макрона, усилила политические позиции ультралевых под руководством Меланшона. В глазах рядовых граждан лидер «Непокоренной Франции» обрел статус главного оппонента президента. С тем, что Меланшон является лучшим кандидатом на эту роль, согласны 42% опрошенных социологами французов, на втором месте – лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен (27%), на третьем – руководитель правоцентристской партии «Республиканцы» Лоран Вокье (17%). Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией Odoxa-Dentsu Consulting для газеты Figaro.
Меланшон продемонстрировал незаурядную политическую ловкость, сумев воспользоваться общественным недовольством от реформ в своих целях, констатировал доцент кафедры французских исследований Ноттингемского университета Пол Смит. «На момент первой волны протестов прошлой осенью профсоюзы отказывались солидаризироваться с Меланшоном и препятствовали его попыткам возглавить протесты, – рассказал он «НГ». – Однако ситуация изменилась после того, как весной в протестное движение влились железнодорожники. Так, в недавних протестах Меланшон и «Непокоренная Франция» стали активнее выходить на передний план демонстраций и даже организовывать собственные манифестации».
В этом контексте, продолжил Смит, статус Меланшона как главного оппонента курса Макрона выглядит неоспоримым. «Есть несколько причин, по которым статусом «лидера оппозиции» не могут обладать другие крупные политические силы. Во-первых, и Вокье, и Ле Пен поддерживают основную идею, которая стоит за реформами Макрона, – пояснил аналитик. – Во-вторых, у этих политиков нет сторонников в профсоюзном движении. Да, у Ле Пен есть последователи среди постиндустриального рабочего класса, но не среди рабочих в сфере промышленности».
Меланшон и его партия имеют все шансы, чтобы закрепить за собой нишу, которую в прошлом занимали французские коммунисты, считает другой эксперт. «Левые силы во Франции традиционно пользовались популярностью, а сам Меланшон заручился на прошлых президентских выборах поддержкой порядка 20% французов», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. И отметил, что политику удается привлечь многих левых и ультралевых сторонников, при этом не «заходя за красные черты» и оставаясь системным политиком.
комментарии(0)