Министр обороны Израиля Авигдор Либерман обеспокоен ситуацией на юге Сирии. Фото Reuters
Россия и Израиль заключили непубличную сделку о судьбе южных районов Сирии, подконтрольных оппозиции. Об этом сообщило израильское телевидение. Вероятно, именно для того чтобы подробно обсудить реализацию этих договоренностей, в Москву 30 мая прибывает министр обороны еврейского государства Авигдор Либерман. Израиль, как сообщается, согласен на присутствие сирийских правительственных войск вблизи своей границы, однако требует вывести оттуда иранские и проиранские подразделения.
Москва обязалась взять под контроль отвод иранских бойцов и подразделений ливанской группировки «Хезболла» от южных рубежей Сирии, уточняет израильский Channel 2. В обмен на это еврейское государство готово смириться с тем, что в южных районах, где остаются умеренные повстанческие группировки, будут развернуты сирийские правительственные войска. В ближайшее время от них ждут начала наступательной операции. Закулисные договоренности, по данным журналистов телеканала, были заключены между Россией и Израилем по военным каналам в минувшую пятницу, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу пригласил израильского коллегу посетить Москву. Вместе с Либерманом в российскую столицу приезжают глава израильской военной разведки АМАН генерал-майор Тамир Хайман, а также руководитель военно-политического отдела оборонного ведомства Израиля Зоар Палти.
«Наша позиция ясна: мы считаем, что в любой части Сирии нет места иранскому военному присутствию в каком-либо виде, – заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху на заседании парламентской фракции возглавляемой им партии «Ликуд» в начале этой недели. – Это, разумеется, отражает не только нашу позицию». Глава правительства добавил: «На следующей неделе я еду в Европу, где встречусь с канцлером Германии Ангелой Меркель, с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и, возможно, с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. Я обсужу с ними вопрос усмирения ядерных амбиций Ирана и обуздания его экспансии на Ближнем Востоке».
В посольстве Израиля не стали комментировать «НГ» сообщения о закулисной сделке с Россией. В российском Министерстве иностранных дел также не располагают информацией о подобных договоренностях. Об этом заявил 29 мая, отвечая на вопросы журналистов в Москве, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. При этом дипломат сообщил, что российская сторона поддерживает инициативу провести переговоры с США и Иорданией по поводу южной зоны деэскалации в Сирии. «Контакты продолжаются и с США, и с Иорданией, – сообщил Богданов. – Мы поддержали идею провести трехстороннюю встречу на удобном для наших партнеров уровне. Чем быстрее, тем лучше». Дипломат уточнил, что консультации, вероятно, будут проведены «на уровне представителей трех стран». Напомним, что именно РФ, США и Иордания заключили в 2017 году договоренности, которые предполагали создание зоны деэскалации на юге Сирии. Амманское соглашение, по некоторым данным, было принято при активном лоббировании израильской стороны, которая добивалась отвода иранских сил от своих северных рубежей.
В пользу того, что некие договоренности между Россией и Израилем действительно были достигнуты, говорят участившиеся заявления российского руководства о необходимости вывода иностранных войск из Сирии, которые, создается впечатление, адресованы иранскому руководству и его креатуре – группировке «Хезболла». Так, 28 мая глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел и сотрудничества Республики Мозамбик Жозе Пашеку заявил, что «изначально договоренность о создании на юго-западе Сирии зоны деэскалации предполагала эвентуальный отвод всех несирийских сил из этой части Сирийской Арабской Республики (САР)». «Разумеется, отвод всех несирийских сил должен осуществляться на взаимной основе – это должна быть улица с двусторонним движением, – пояснил министр. – Итогом всей этой работы, которая должна продолжаться и продолжается, должна стать ситуация, когда на границе Сирии с Израилем с сирийской стороны будут стоять представители Вооруженных сил САР». Глава российской дипломатии отметил, что именно такой подход изначально лежал в основе договоренности по южной зоне деэскалации.
Главным вопросом остается то, какие выгоды может получить при оформлении этой сделки с Израилем российская сторона. «Москва делает еще один подарок официальному Дамаску, благодаря чему эти провинции переходят под контроль президента Башара Асада, – пояснил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. – О каких-то конкретных выгодах речи не идет. Но все равно ситуация неоднозначная: никто не помешает Ирану и «Хезболле» вернуться в эти районы на юге Сирии после перехода их под контроль режима».
комментарии(0)