Фото pixabay.com
Двадцать лет назад Международная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила 31 мая Днем без табака. С тех пор эта дата становится поводом для проведения по всему Земному шару общественными организациями массовых мероприятий и акций с целью ликвидировать курение табака, признать курение асоциальным явлением. Япония может служить примером, как шаг за шагом вся нация смогла значительно продвинуться к этой цели.
От «рая для курящих» к строгим ограничениям
В первые послевоенные десятилетия, на волне демократических преобразований в стране, японцы весьма либерально относились к табакокурению. Оно считалось демонстрацией своей приверженности духу свободы. Каких-либо запретов на курение не было.
Более того, для курящих создавались комфортные условия. Пепельницы на столиках были обязательными атрибутами не только в кафе, ресторанах и учреждениях, но даже в подлокотниках кресел в кинотеатрах. Иностранные журналисты и туристы в своих впечатлениях о Японии обязательно отмечали, что это «рай для курящих». В 1970 году в стране курило трое из четырех мужчин и одна из шести женщин (77,5% мужчин, 15,6% женщин).
Общественность Японии обратила внимание на губительное влияние никотина для здоровья человека лишь в начале 1970-х годов. Поводом послужили публикации в американских журналах статей с убедительными доказательствами, что никотин является причиной многих заболеваний. В японских СМИ начались хорошо организованные антиникотиновые кампании. Обстановка в Японии с курением сравнивалась с обстановкой в других странах и, как правило, подчеркивалось отставание Японии.
Соотношение сил было очень неравным, и хотя «правда» была на стороне некурящих, доказать ее было трудно в дискуссиях с подавляющим большинством тех, кто выступал за «свободу» распоряжаться своим здоровьем. Соотношение стало меняться, когда некурящее меньшинство стало выдвигать свои аргументы и требовать защиты от дыма табака. Очередным мощным ударом по «свободолюбивому большинству» были предложения «меньшинства» поставить курение в один ряд с наркоманией как явлением приносящим вред всему обществу.
Борьба с курением стала важной составляющей развития в стране широкого общественного движения за здоровый образ жизни. Началось стабильное снижение общей доли курящих граждан, мужчин и женщин, на 8-10% в год до 24,1% в 2010 году.
Где-то на рубеже тысячелетий отношение в японском обществе к курению сменилось со снисходительно-безразличного на критический. Никотинозависимых, когда в шутку, когда в серьез, в зависимости от обстановки, все чаще стали называть «слабаками», «грязнулями», «антисоциальными» личностями. Как общенациональную победу японцы восприняли сообщение осенью 2017 года о том, что пройден рубеж в 20% курящих в стране.
В настоящее время в Японии общая доля курящих – около 19,5%. Среди мужчин их 32,2%, а женщин 8,4%. По расчетам социологов, число курящих в стране сократится до 12% от общего числа взрослого населения к 2020 году.
Запреты на курение выходят на государственный уровень
Административные меры по ограничению табакокурения в Японии до недавнего времени вводились постановлениями местных органов власти. Кабинеты министров, которые десятилетиями формировались Либерально-демократической партией (ЛДП), имевшей большинство в парламенте, не проявляли инициатив по законодательной поддержке мер по борьбе с курением. Отчасти потому, что государству принадлежит треть акций Японской табачной корпорации. А налоги только от продаж сигарет ежегодно приносят в бюджет страны примерно 3% от общих налоговых поступлений.
Необходимость привлечения мер центральной власти к борьбе с курением возникла после избрания Токио в сентябре 2013 года местом проведения Олимпийских игр 2020 года. Обусловлено это тем, что в 2010 году Международный олимпийский комитет (МОК) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) достигли соглашения о проведении «Олимпийских игр без табака». При этом запрет полный, поскольку, как считает ВОЗ, «гарантированной защиты от пассивного курения в общественных местах не будет даже при оборудовании мест для курения».
На муниципальном уровне в 2015 году городское собрание Токио начало готовиться к этому с разработки постановления, обязывающего владельцев ресторанов и других подобных заведений привести их в соответствие с требованиями ВОЗ. Но принятие постановления тогда было отложено в связи с подготовкой к внеочередным выборам в нижнюю палату парламента.
Тем не менее, владельцы многих заведений общепита начали готовиться выполнять некоторые предполагаемые требования. Например, объявлять отдельные залы для курящих и некурящих, или даже более радикальные - выделять комнаты и места для курения. Но все это шло по инициативе владельцев заведений, учитывавших прежде всего конъюнктуру, соотношение среди клиентов противников и сторонников табакокурения.
Правительство же не спешило вмешиваться в процесс борьбы, и лишь в марте 2017 года Министерство здравоохранения предложило законопроект о табакокурении. С этого времени в СМИ и началась политизация всего спектра мер по борьбе с курением.
Под флагом недопущения пассивного курения
К весне 2017 года соотношение сил в борьбе с табаком коренным образом сменилось, «курящие» уже в разы уступили первенство своим оппонентам, которые стали большинством и не желали мириться даже с признаками табачного дыма. Политики, особенно оппозиционных партий, поняли, что это большинство может быть использовано в политической борьбе. Проверка прошла 2 июля, когда были выборы в Токийское законодательное собрание. Эти выборы хотя и относятся к местным, но их итоги всегда учитываются при оценке расстановки политических сил в стране. Все партии оппозиции объявили о включении в предвыборные обещания принятие мер по борьбе с пассивным курением, в большинстве случаев – в виде полного запрета курения в общественных местах. Уже тогда представители ЛДП начали заявлять, что курение должно регулироваться нормами общегосударственных законов, а не постановлениями местных органов власти, поскольку более важно укреплять здоровье японских граждан в целом. ЛДП защищала положения законопроекта, предложенного Министерством здравоохранения.
На выборах в июле правящая ЛДП потерпела поражение, победила вновь созданная партия «Токийцы – прежде всего». Считается, что ее победу во многом обеспечили обещания ввести более жесткие, чем у ЛДП, запреты в борьбе с пассивным курением. Но дебаты по положениям законопроекта о запрете на курение продолжались и после выборов, во многом по инициативе партии «Токийцы – прежде всего». Ее руководство пыталось перехватить инициативу в борьбе за голоса избирателей в масштабах страны на волне антитабачного движения.
Правящая ЛДП на это почти не реагировала. Обнародованный в марте правительством законопроект дорабатывался, но это оставалось в стороне от публичного обсуждения. Доработанный вариант был опубликован в декабре и оценен в СМИ как «далекий от международных стандартов». Эксперты-медики расценили его регламентации «слишком мягкими, поскольку многие его положения позволяют обходить ограничения на курение в помещениях». Тем не менее, подобный вариант ограничений, видимо, уже был согласован в руководстве ЛДП. Поэтому упоминание премьер-министром Синдзо Абэ 22 января в политическом выступлении при открытии очередной сессии парламента своей приверженности «принятию всех возможных мер для защиты людей от пассивного курения» вряд ли к чему-то обязывало. 30 января смягченный вариант законопроекта был передан в правительство. В начале марта правительство планировало представить его в парламент как проект закона об укреплении здоровья. Сессия парламента продолжается, но в ее ходе возникло много других, более острых тем для дебатов между правящей коалицией и оппозицией, чем принятие такого закона даже в День без табака.
комментарии(0)