Ангеле Меркель рекомендуют проявить жесткость в ответ на политику США. Фото Reuters
В преддверии рабочего визита Владимира Путина в Вену одна из ведущих австрийских консервативных газет Presse выступила с предупреждением в адрес ведущих политиков альпийской республики. Обозреватель Герхард Хофер пишет, что «в своих гневных тирадах в отношении антироссийских санкций некоторые австрийские политики и представители экономики воображают себе, будто бы благосостояние страны зависит от московского царя». Хофер разоблачает своих мнимых оппонентов, подчеркивая, что в списке торговых партнеров Австрии Россия занимает лишь 16-е место, в то время как США стоят на третьем.
Другой журналист из этой же влиятельной газеты Кристиан Ульч склонен утверждать, что для «России хороший ЕС – это слабый ЕС. Любой раскол западного сообщества дает ему дополнительное пространство для маневра». «Вена, – высказывает он очередное предупреждение, – не должна содействовать этому».
Что стоит за этими предостережениями?
Как известно, в мире имеются заангажированные политики и заангажированные журналисты, которые не выходят за рамки собственных представлений, сводящихся к закостенелым штампам. Иногда это происходит по причине давления со стороны, а нередко в связи с недостатком объективной информации или возможности осмыслить ее. Но, как бы то ни было, эти клише они пытаются навязать реальному миру. Иногда это удается.
Некоторое время назад появился опрос, проведенный германским институтом общественного мнения TNSInfratest по поручению берлинского частного фонда Кёрбера. Тема «Россия в Европе» является одним из ведущих направлений работы этого фонда. В исследовании отмечается, что отношения России и большинства ее европейских соседей находятся в глубоком кризисе, а для политического уровня характерно взаимное недоверие. Это исследование было сделано еще до налетов англо-американской военной группировки при поддержке французов на базы сирийских войск из-за предполагаемой (но недоказанной) химической атаки на гражданское население в Сирии, до «дела Скрипалей» и аферы с покушением на Аркадия Бабченко. Конечно, в этих случаях явно проглядывает единая режиссура, и когда-нибудь мы узнаем, где сидят эти режиссеры – в Лэнгли или в каком-нибудь подобном месте. Но понятно, что отношения России с ее европейскими партнерами не улучшились.
Углубление кризиса произошло на фоне выборов российского президента и парламентских выборов в Германии, Франции и ряде других стран – членов ЕС. Цель всех этих акций явно заключалась в том, чтобы помешать активизации в этих странах сил, стремящихся к сотрудничеству с Россией. И разумеется, в данных случаях явно просматривается связь с приходом к власти в Вашингтоне такого неординарного политика, как Дональд Трамп. Правда, еще предстоит выяснить, являются ли все эти изменения следствием или причиной воцарения в Белом доме Трампа.
Но в любом случае сегодня мир коренным образом поменялся, и России (как и другим ее соседям) приходится чуть ли не заново определять свое место в нем. Ведь мир находится в стадии перехода от однополярного, установившегося после развала СССР, к многополярному.
Ключевым моментом для понимания роли Германии в поиске Европой своего места в многополярном мире является четвертый срок Ангелы Меркель на посту канцлера. Ведь не случайно же в одном из немецких изданий промелькнуло ее заявление, что именно приход Трампа в Белый дом побудил ее в четвертый раз стать канцлером. Именно Меркель, подчеркивают немецкоязычные издания, следует сейчас рассматривать в качестве лидера «свободного мира».
Что же это значит на самом деле? Это означает прежде всего, что Европа должна уже следовать собственным курсом, то есть отличным от американского, и только это позволит ЕС справиться с нарастающими трудностями как внутреннего, так и внешнего порядка. А таких трудностей немало.
Во время недавнего визита в Португалию Меркель подчеркнула, что Европа ввиду брекзита и создания правительства в Италии находится в трудном положении. Но реакцией на это, по ее словам, являются не жалобы, а действия для поиска правильных решений. Для понимания трудностей внешнего плана заслуживает внимания недавняя статья в Welt. В ней обильно цитируется известный американский экономист Джефри Сакс. Он призывает Европу продемонстрировать жесткость в ответ на торговую войну, развязанную Трампом, и выход Вашингтона из ядерной сделки с Тегераном. Европейцы, подчеркнул он, не должны в этой связи бояться пойти и на альянс с Россией.
Вместе с тем одним из главных вопросов для поиска ориентиров в меняющемся мире и для России является проблема нахождения партнеров. Традиционно в Москве их искали в Европе, понимая под Европой прежде всего Германию, более того Россия и считала себя Европой. Хотя тот же опрос фонда Кёрбера показывает, что уже в 2016 году принадлежащими Европе считали себя только половина опрошенных в России. В Германии также половина опрошенных полагали, что место РФ – в Европе. Причем наиболее высокая доля «проевропейцев» была среди пожилых людей. Среди немцев в качестве причин принадлежности России Европе опрошенные указывали на географический фактор и экономическое сотрудничество.
Отсюда можно наметить и пути сближения с Германией и Европой в нынешних условиях. Разумеется, это и экономическое сотрудничество, квинтэссенцией которого на сегодня является сооружение «Северного потока – 2» и расширение контактов на уровне «гражданских обществ». Об этом неоднократно и российской и немецкой прессе говорил также новый немецкий координатор межобщественного сотрудничества с Россией, странами Центральной Азии и «Восточного партнерства» Дирк Визе (см. «НГ» от 05.06.18).
Для понимания позиции России к этому можно лишь добавить ответ, полученный «НГ» от Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). В нем говорится, что 31 мая в СПЧ состоялась встреча с немецкой делегацией во главе с Визе, который также является с недавнего времени сопредседателем рабочей группы «Гражданское общество» форума «Петербургский диалог». С российской стороны сопредседателем этой рабочей группы является председатель СПЧ Михаил Федотов. «Мы обменялись мнениями о перспективах развития отношений между гражданскими обществами России и Германии, – рассказал Федотов, подчеркнув, что встреча носила рабочий характер и не предполагала широкого освещения в СМИ. – Мы оба сошлись на том, что нужно активизировать сотрудничество в рамках рабочей группы. Мы оба ратуем за проведение более частых встреч и расширение направлений сотрудничества между представителями российского и немецкого гражданского общества».
комментарии(0)