JPMorgan Chase переводит сотни лондонских банкиров во Франкфурт и Люксембург. Фото Reuters
Выход Великобритании из Евросоюза вносит хаос в экономическое взаимодействие острова с континентом. И чем ближе формальный процесс отсоединения, тем больше охлаждаются отношения в финансовой сфере. О бегстве крупнейших международных банков с Туманного Альбиона рассказал британцам главный стратег Банка Англии Ян Маккафферти.
Отвечая на вопросы радиослушателей LBC Radio, Маккафферти сказал, что за последние два года резко сократилось количество французских, немецких и европейских банкиров, ведущих бизнес в Лондоне. Его признания в эфире подтверждают тенденцию, которую ранее отмечала Financial Times. Как, ссылаясь на официальную статистику Европейского центрального банка (ЕЦБ), писала в ноябре 2017 года газета, только за один год после референдума о брекзите объем выведенного из Лондона европейского банковского капитала составил 350 млрд евро. При этом вложения европейских банков в британские активы снизились на 17% (с 1,94 до 1,59 трлн евро).
Главные опасения европейских финансистов связаны с тем, что переговоры по брекзиту находятся «на краю обрыва». По данным опроса ЕЦБ, треть банков выразили свою обеспокоенность юридическими последствиями выхода Британии из сообщества без соглашения о торговле. Эту же обеспокоенность разделяет глава Банка Англии Марк Карни. За заявления о том, что брекзит «без сделки» нанесет экономике Британии серьезный ущерб и разрушит сложившуюся торговую и финансовую систему, он подвергся резкой критике со стороны сторонников отсоединения. Карни убежден, что вследствие ошибочного, по его мнению, шага в стране поднимутся цены и упадет экономическая активность.
Между тем редко кто из аналитиков берется предсказать финансовые потери Лондонского сити. Как следует из доклада консалтинговой компании Oliver Wyman, в случае «жесткого» брекзита финансовый сектор Великобритании может потерять от 32 до 38 млрд фунтов доходов, до 75 тыс. рабочих мест и до 10 млрд фунтов налоговых поступлений в год.
Параллельно с выводом из Британии своих активов европейские банки покидают офисы в Лондоне, не испытывая проблем с выбором новой дислокации. Париж, Франкфурт-на-Майне и Дублин готовы принять банки и финансовые институты. Место Лондона не прочь занять и такие крупнейшие финансовые центры, как Сингапур, Нью-Йорк или Дубай.
В числе тех, кто уже определился с местом своей новой европейской штаб-квартиры, – банковские гиганты Bank of America и Morgan Stanley. Первый обоснуется в ирландской столице. А Morgan Stanley, по информации агентства Bloomberg, планирует переместить свой европейский брокерский бизнес во Франкфурт-на-Майне, где наймет 200 сотрудников. При этом часть операций по управлению активами будет перенесена в Дублин. Кроме того, около 300 рабочих мест Morgan Stanley планирует создать в различных европейских городах, включая Париж.
Во Франкфурт переберется и крупнейший инвестиционный банк JP Morgan Chase. По данным Reuters, он уже арендовал офисы в одном из франкфуртских небоскребов – Taunusturm. Кроме того, новые офисы JP Morgan Chase намерен открыть в Люксембурге.
Примеру иностранных банков готовы последовать и многие британские финансовые институты. Часть из них уже анонсировали свой возможный переезд на континент, чтобы продолжить обслуживание европейских клиентов. При этом они могут заручиться поддержкой ЕЦБ, который выразил готовность предоставить им соответствующие разрешения для работы в еврозоне.
Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина объясняет бегство иностранных банков и страховых компаний из Великобритании прежде всего тем, что после выхода из ЕС страна потеряет принцип паспортизации, благодаря которому они открывали отделения и работали по всему сообществу. «Действующий на территории Евросоюза принцип паспортизации распространяется на предоставление финансовых и банковских услуг. Согласно этому принципу, любой зарубежный банк, открывая отделение в какой-либо из стран Евросоюза, может работать на всем пространстве сообщества. С выходом из ЕС Великобритания лишится этой привилегии, и, следовательно, банки потеряют такую возможность. Именно поэтому они вынуждены искать для себя другие площадки», – пояснила «НГ» эксперт.
По ее мнению, до брекзита Лондон сочетал в себе оптимальные условия для ведения банковского бизнеса. Во-первых, все банки сосредоточены в его деловом центре Сити и находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Во-вторых, финансы для Великобритании уже давно стали одним из основных секторов экономики, и все местные вузы заточены на подготовку необходимых специалистов. Кроме того, притоку инвестиций в Великобританию способствует ее налоговая система. В совокупности все эти факторы делали для банка гораздо более выгодным открытие своего отделения именно в Лондоне, чем в любой другой стране ЕС.
Бабынина полагает, что, став самостоятельным, Лондон сможет получить доступ на рынок финансовых услуг ЕС. Но при условии, что британское финансовое законодательство будет признано эквивалентным соответствующему законодательству Евросоюза.
комментарии(0)