Министр обороны КНР Вэй Фэнхэ и премьер Индии Нарендра Моди попытались преодолеть разногласия. Фото Reuters
Во время встречи с министром обороны Китая Вэй Фэнхэ премьер-министр Индии Нарендра Моди назвал отношения двух держав фактором стабильности в мире. А гость говорил о дружбе с вековыми корнями. В действительности сторонам удалось лишь заморозить конфликт, возникший в 2017 году в Гималаях. Однако спор по границе, протянувшейся на тысячи километров, не улажен. Дели тревожит и экспансия КНР в Южной Азии.
СМИ в Пекине подают четырехдневный визит главы китайского оборонного ведомства в Индию в сугубо позитивном ключе. Например, газета China Daily пишет, что он способствует укреплению доверия и приведет к восстановлению отношений между армиями двух стран.
Индийская Economic Times делает упор на том, что стороны будут говорить о мерах доверия в районе Доклам, где в прошлом году китайские военные хотели проложить автомобильную дорогу на земле, которую каждая сторона считает своей. Индийское воинское подразделение воспрепятствовало строительству. Солдаты двух стран примерно три месяца стояли шеренгами друг против друга. Но до стрельбы дело не дошло. В конце концов стороны договорились отвести военных.
Моди, не упомянув прямо этот инцидент, сказал, что мир на границе удается сохранять благодаря гибкости и зрелости, с которыми две державы подходят к разногласиям между ними. В этой связи агентство Reuters напоминает о поездке Моди в апреле в китайский город Ухань, где он встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры договорились тогда открыть новую главу в индийско-китайских отношениях.
Эта формулировка звучит обнадеживающе. Но насколько она отражает реальность? В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила: «Нестабильность на границе сохраняется. Причина в том, что в ряде районов линия границы на местности не проведена. Особое напряжение чувствуется на северном участке, в районе Ладакха, на перевалах в центральном районе и вдоль линии Макмагона – на востоке».
Линия Макмагона была проведена в 1913–1914 годах. Ее подписали англичане, управлявшие тогда Индией. Китайский представитель сначала поставил свои инициалы. А потом, когда дело дошло до утверждения в Пекине, то китайцы отказались признать эту линию. А это, в свою очередь, затрагивает очень чувствительный для Китая вопрос о Тибете и статусе далай-ламы XIV, который живет в Индии.
Впрочем, тема далай-ламы, кажется, потеряла остроту. Гораздо более серьезным раздражителем китайско-индийских отношений остается политическая и военная поддержка Пакистана со стороны Пекина. В Дели рассматривают поставки китайских вооружений Пакистану как прямую угрозу безопасности, отметила эксперт.
На этом фоне Дели стремится застраховать себя на случай нового обострения обстановки, расширяя связи в сфере обороны с такими государствами, как США, Австралия, Япония. Как утверждает Пентагон, Америка ни с кем не проводит регулярно такого количества совместных военных учений, как с Индией. В области предоставления высоких технологий и военной техники Вашингтон поставил Индию почти на один уровень с членами НАТО.
Не случайно, что накануне приезда китайского министра обороны Индия принимала министра обороны Японии Ицунори Онодэра. Он встречался с министром обороны Индии Нирмалой Ситхараман. В итоге договорились впервые провести совместное антитеррористическое учение. Будут продолжены совместные военно-морские маневры по ведению операций против подводных лодок. Боевые самолеты будут совершать посадки на авиабазах обеих стран.
Сближение Индии с США и их союзниками, как утверждают индийские комментаторы, имеет идеологическую подоплеку. Ведь Индия и США привержены общим демократическим ценностям. Впрочем, газета Times of India характеризует расширяющиеся военные связи Дели с Америкой и Японией как акт балансирования между Китаем и его оппонентами на мировой арене. В принципе в этой политике нет ничего нового. В период холодной войны Индия проводила политику неприсоединения к социалистическому и проамериканскому блоку.
По существу она сегодня придерживается того же курса. Правда, не существует Советского Союза, на который Индия могла опереться в момент войны с одним из соседей.
комментарии(0)