Фото eng.chinamil.com.cn
Шумиха в СМИ вокруг политики КНР в Афганистане не стихает. Близкая к китайскому правительству газета South China Morning Post (Гонконг), сообщила, что в провинции Бадахшан КНР начала строительство тренировочного лагеря для обучения афганских военных. Позже туда будет отправлен китайский батальон. Так как из этого региона в Китай проникают боевики уйгурского происхождения, информация выглядела правдоподобной. Но МИД КНР опроверг ее. По мнению эксперта, Китай готов помогать Кабулу бороться с террористами, но боится прогневать США.
То ли базу, то ли лагерь предполагалось возвести в Ваханском коридоре. Эта полоса земли в Восточном Афганистане протянулась высоко в горах.
Ее длина – около 295 км, а ширина – от 15 до 57 км. Граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, Таджикистаном и Пакистаном.
Ссылаясь на военные источники в Китае, гонконгская газета пишет, что Пекин полностью финансирует сооружение этого опорного пункта. Цель – помочь соседу в борьбе с террористами. Когда строительные работы завершатся, Народно-освободительная армия Китая (НОАК), возможно, направит туда до батальона солдат (более 500 человек).
Прецедент для создания китайских военных баз за границей уже существует. Первая такая база была основана в африканском государстве Джибути на берегу Индийского океана. Туда был направлен контингент силами более батальона. Многие из его личного состава представляют собой строителей и инженеров. Они возводят причал и другие портовые объекты. Пекин утверждает, что в Джибути основан пост материального обеспечения для китайских кораблей, выполняющих миротворческие и гуманитарные миссии в Индийском океане.
А в Афганистане база играла бы совершенно иную роль. Ведь ее предполагалось разместить близ Синьцзяна, где существует подполье, которое, по официальной терминологии, исповедует идеологию трех враждебных сил – сепаратизма, терроризма и экстремизма. В последние годы боевики совершили несколько нападений на полицейских и этнических китайцев в Синьцзяне и даже в других районах КНР.
Сунн Чжунпин, военный комментатор ТВ в Гонконге, сказал, что создание лагеря было бы полезным и для китайских военных, и для их афганских коллег. Главное – воспрепятствовать проникновению сепаратистов в Синьцзян. По словам Сунна, Пекин обвиняет так называемое Исламское движение Восточного Туркестана, основанное уйгурами – приверженцами насильственных действий, в совершении терактов в Синьцзяне.
Ахмад Билал Халил, сотрудник Центра стратегических и региональных исследований в Кабуле, говорит, что Китай оказал военную помощь Афганистану на 70 млн долл.
Как подчеркивает газета Diplomat, спокойствие в провинции Бадахшан чрезвычайно важно для Китая и потому, что по соседству, в Пакистане, он прокладывает транспортный коридор из Синьцзяна к порту Гвадар на берегу Индийского океана. Поэтому военную помощь Кабулу Пекин дополняет экономической помощью, а также усилиями своей дипломатии. Так, в конце прошлого года в Пекине была организована встреча министров иностранных дел Китая, Афганистана и Пакистана.
КНР выступала на этой встрече в роли посредника, пытавшегося навести мосты между Кабулом и Исламабадом. Напомним, что эти две столицы находятся почти в перманентном конфликте.
В беседе с «НГ» Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана, сказал, что «о строительстве китайской базы в провинции Бадахшан индийские газеты писали еще месяца три назад. Но афганские СМИ потом вносили уточнения, писали о том, что речь идет о техническом оснащении антитеррористического подразделения в Бадахшане». «На самом деле, по моим сведениям, китайцы предпринимают определенные шаги и на своей, и на афганской территории» – отметил Нессар.
С другой стороны, китайцы действуют крайне осторожно. «Они предпочитают, чтобы во внутриафганские дела втягивались другие страны, в частности Россия. Когда в прошлый раз был поднят шум вокруг китайской базы, американцы высказали опасение. И китайцы быстро положили конец этим разговорам. То есть они предпочли не раздражать США, несмотря на то что американцы препятствуют выполнению их экономических проектов в Афганистане. Этой линии Китай придерживается и сегодня», – заключил эксперт.
Можно, конечно, сказать, что китайцы предпочитают, чтобы другие таскали для них каштаны из огня. Но ведь Пекин поставил главной задачей обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни. И с этой точки зрения Китаю нет никакого смысла втягиваться в военные авантюры за рубежом.
комментарии(0)