Фото Hazem Turkia/Anadolu Agency/Getty Images
Из-за продолжающихся вторую неделю ожесточенных боев, охвативших Триполи, Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с премьер-министром Фаизом Сараджем объявило чрезвычайное положение. ПНЕ требует «прекратить агрессию на Триполи и соблюдать договоренности о прекращении огня, заключенные при участии ООН». Предыдущие попытки Сараджа уладить конфликт между противоборствующими отрядами милиции окончились провалом.
Одной из причин вспыхнувших в Триполи боев стала попытка передела зон влияния между вооруженными группировками. Главный ливийский город, номинально находящийся под контролем ПНЕ Сараджа, фактически оказался поделен между четырьмя наиболее влиятельными криминальными группировками.
Таково мнение Вольфрама Лахера из Германского института безопасности и международных проблем и бывшего сотрудника ливийских правоохранительных органов Алаа аль-Идриси, опубликовавших доклад «Столица милиций. Захват государства вооруженными группировками Триполи».
Это Организация по борьбе с организованной преступностью и терроризмом под командованием Абдеррауфа Кара; подразделение «Абу Слим» центрального аппарата безопасности; «Батальон Наваси» и «Революционные батальоны Триполи» во главе с Хейсамом ат-Таджури. Именно им достались наиболее жирные куски Триполи, что вызывало острое чувство зависти у других вооруженных формирований (см. «НВО», № 32, 2018). Не случайно в ожесточенных боях, охвативших южные и западные кварталы столицы, принимают участие, с одной стороны, последние две из вышеперечисленных милиций, сформированных из жителей Триполи и формально подчиняющихся МВД, а с другой – так называемая 7-я бригада под командованием братьев Кани, которая до недавнего времени входила в состав Минобороны. По сообщениям ряда арабских СМИ, пусковым крючком, спровоцировавшим боестолкновения, стало намерение Сараджа (не исключено, что с подачи указанного квартета) сократить и без того чрезмерное количество дислоцированных в Триполи вооруженных формирований.
Вспыхнувшие бои Сарадж пытается погасить, разводя противоборствующие группировки с помощью мощных в военном отношении группировок из других городов Триполитании, главным образом из Мисураты и Зинтана, которые формально также подчиняются Минобороны ПНЕ. В телевизионном выступлении он заявил, что этим частям будет разрешено действовать в столице и окрестностях до 30 сентября, а затем, после выполнения своих задач по разделению противоборствующих сторон, они должны будут покинуть ее пределы. В середине прошлого года Сараджу таким образом удалось нейтрализовать несколько конкурирующих группировок, после чего количество столкновений в Триполи уменьшилось. Пока же у Сараджа ничего не получается, что еще раз демонстрирует иллюзорность его власти.
Главком Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар, фактический диктатор Киренаики – восточного региона Ливии – и основной соперник поддерживаемого западными державами и ООН Сараджа, в триполитанские разборки пока не лезет. Тем не менее, по словам полковника Ваниса Бухамада, который командует спецназом «Саика», ЛНА «готова вмешаться в ситуацию в Триполи, чтобы остановить бои». Причем «может это сделать и с суши, и с моря, и с воздуха». Хотя вряд ли фельдмаршал пойдет сейчас на какие-то решительные действия, поскольку на востоке Ливии, в Дерне, о полном освобождении которого от джихадистов Хафтар объявил еще в конце июня, два дня назад вспыхнули бои.
Посольства США, Великобритании, Франции и Италии выступили с совместным заявлением, в котором выразили обеспокоенность боестолкновениями в Триполи. Назвав их эскалацией насилия, дипломаты пригрозили «возложить ответственность» на тех, кто подрывает договоренности о перемирии и дестабилизирует ситуацию.
Воспользовавшись создавшейся в Триполи неразберихой, из одной из городских тюрем сбежало около 400 заключенных – в основном уголовники и сторонники бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи, осужденные «революционными» судами еще в 2011–2012 годах. Под грохот артиллерии зэки снесли тюремные запоры и растворились на просторах ливийской столицы. Охрана не стала открывать огонь на поражение.
В ходе боев в Триполи погибли более 40 человек, около сотни получили ранения. Жилые районы постоянно подвергаются артиллерийским обстрелам. По данным организации «Врачи без границ», около 8 тыс. беженцев и мигрантов оказались в районе вооруженного конфликта практически отрезанными от источников воды, продовольствия и медицинской помощи. За последние двое суток удалось переместить более 300 мигрантов, главным образом из Эритреи, Эфиопии и Сомали, в более безопасный триполийский центр содержания мигрантов «Абу Салим».
Между тем, по сообщению иранского агентства новостей FARS, США раздумывают, как перебросить из Сирии в Ливию наиболее опытных в военном отношении командиров отрядов террористов и непримиримых оппозиционеров. В преддверии военной операции, которую планирует провести в ближайшее время сирийская правительственная армия с целью освобождения провинции Идлиб, где сосредоточены до 50 тыс. боевиков различного окраса, Вашингтон и его союзники озаботились сохранением наиболее «ценных» кадров. Понятно, что выводить всю такую массу бандитов на свою территорию и содержать их ни американцы, ни французы или британцы не желают. При этом, похоже, они не готовы отказаться от такого фактически готового для применения в том числе в других странах военного инструмента. Подавляющее же большинство рядовых боевиков скорее всего окажутся брошенными на произвол судьбы.
По словам сирийского полковника Мухаммеда Исы, на которого ссылается FARS, в настоящее время прорабатывается вариант вывода боевиков через территорию Турции. В апреле 2016 года в ливийский Сирт перебросили около 5 тыс. такфиристов, воевавших в составе «Исламского государства» (запрещено в РФ) на территории Сирии и Ирака.
комментарии(0)