Представители Следственного комитета РФ и компетентных органов Польши на месте крушения Ту-154М. Фото с сайта www.sledcom.ru
В Смоленске завершается пребывание польских экспертов, которые в очередной раз исследуют обломки президентского самолета, разбившегося при заходе на посадку 10 апреля 2010 года. На борту Ту-154М находились 96 человек, среди которых президент Польши Лех Качиньский с супругой. Посланцы Варшавы ищут подтверждение версии, которой в Польше придерживаются с 2016 года: причиной крушения якобы стал взрыв.
Польские прокуроры и техники-криминалисты получили разрешение от российской Генпрокуратуры совершить «дополнительное обследование конструкционных элементов самолета». В Польше не стали официально раскрывать, в чем хотят удостовериться уже в 12-й раз следователи из Варшавы.
Хотя секретом Полишинеля является желание обнаружить на обломках взрывчатые вещества. А это значит – подвергнуть сомнению окончательные выводы российского и прежнего польского следствия о причинах катастрофы: неприемлемые для посадки погодные условия, отказ экипажа уходить на другой аэродром, давление на пилотов зашедшего в кабину главкома ВВС Польши. Мысль в сознание польских граждан, будто бы авиакатастрофа произошла в результате заговора и взрыва на борту, начала внедрять партия брата погибшего президента Ярослава Качиньского «Закон и справедливость».
Перед началом работы польских экспертов представитель Следственного комитета России Светлана Петренко еще раз подтвердила, что никаких следов взрывчатых веществ на обломках лайнера и телах жертв не обнаружено. В Польше это заявление процитировали, но не отреагировали, зато обратили внимание на непредвиденную строгость допуска к закрытым в специальном ангаре обломкам. Гостей облачили в одноразовые герметичные костюмы без воротников и карманов. Появились высказывания о недоверии к полякам, которые в качестве вещдока могли бы пронести взрывчатые вещества.
Однако сами поляки, уставшие от многолетнего траура и постоянного внушения о якобы существовавшем заговоре, в многочисленных откликах на порталах СМИ отмечают, что «тротил можно пронести контрабандой на место катастрофы в естественных отверстиях человеческого тела». Есть и конкретные предположения: «Впусти фанатика без досмотра, а потом какой-нибудь умный прокурор ломающимся голосом будет рассказывать о взрывчатом материале, который совершенно случайно специально выученные польские специалисты открыли…»
Очередной виток скандала начал раскручивать еженедельник Gazeta Polska. Он преподносит детективный сюжет о том, как еще в день катастрофы российские спасатели нашли неповрежденные регистраторы польского самолета, которые были упакованы в полиэтиленовые мешки и вывезены с места трагедии. А вместо них спустя несколько часов появились похожие черные ящики – только серьезно поврежденные. Публикуемые «неизвестные до сих пор протоколы российского следствия становятся неоспоримым доказательством мощной фальсификации», смело утверждает издание.
«Что за чепуха, – возмущается один из читателей. – Любителям теорий заговора напомню, что этот самолет был оборудован регистраторами польского производства». А вот ремарка, заглядывающая, как кажется, в корень проблемы: «Еще момент – и Gazeta Polska сообщит, что на черных ящиках нашли отпечатки пальцев премьера Дональда Туска». В польских СМИ уже не раз приходилось читать, что у Ярослава Качиньского давно лежит на столе компромат на своего главного политического соперника – главу Европейского совета Дональда Туска, который не исключает включения в политическую борьбу на родине.
Публикацию о подмене черных ящиков раскрутил на радио Антони Мачеревич. Глава смоленской подкомиссии призвал Польшу обратиться в Международную организацию гражданской авиации в связи с отсутствием согласия России возвратить обломки Ту-154М. По его мнению, ИКАО может воздействовать в этом вопросе на Россию.
Будучи главным проводником теории заговора и взрыва на борту президентского самолета, Мачеревич, очевидно, не без интереса ожидает заключения работающих в Смоленске польских экспертов. «Смоленские мифы» уже начали разваливаться. Весной несколько опытных авиаэкспертов из комиссии Мачеревича склонились к общепринятым версиям катастрофы. Появились утечки, что альтернативные эксперты указывают на то, что «экипаж «Туполева» сознательно нарушил правила безопасности в Смоленске, а генерал Бласик (командующий ВВС. – В.М.) является соучастником трагедии». Пока, как подчеркивается, это неофициальные источники.
комментарии(0)