Премьер-министр Тереза Мэй подвергается постоянной критике со стороны бывшего соратника Бориса Джонсона. Фото Reuters
Оказавшиеся в тупике переговоры по брекзиту грозят правящей Консервативной партии сменой лидера, а Великобритании – серьезным политическим кризисом. Растиражированное лондонскими СМИ заявление главного переговорщика ЕС по брекзиту Мишеля Барнье о том, что договоренности об условиях выхода Британии из Евросоюза могут быть достигнуты в ближайшие шесть–восемь недель, стало для премьера Терезы Мэй лучом надежды.
Вряд ли когда за последние месяцы британская пресса могла порадовать Терезу Мэй так, как сейчас. По данным газеты I (бывшая Independent), заявление Барнье представляет собой часть операции «спасти Терезу», инициированной лидерами стран ЕС, желающих поддержать главу британского правительства в условиях давления, которому она подвергается со стороны брекзитеров.
На следующей неделе в австрийском Зальцбурге пройдет неформальный саммит ЕС, на котором 27 стран проведут «сверку часов» по брекзиту и выработают новые указания, которыми будет руководствоваться Барнье в дальнейших переговорах с Британией. Они будут приняты на общеевропейском саммите в октябре.
Что касается давления на Мэй, то она подвергается ему в последнее время постоянно. Намеченный на конец сентября – начало октября очередной съезд Консервативной партии может стать для ее лидера судьбоносным. На конференции Мэй придется столкнуться с огнем критики экс-главы МИДа Бориса Джонсона, который не скрывает амбиций занять премьерское кресло. 2 октября он, как обещал ранее, выступит с докладом, в котором собирается разнести в пух и прах план Мэй. Оставив пост дипломата, Джонсон целиком посвятил себя борьбе с Мэй и ее концепцией по брекзиту, на которых обрушивается с завидным постоянством на страницах ведущих СМИ. Свои заявления бывший глава британской дипломатии сопровождает яркими образами, благодаря которым жители Туманного Альбиона могли уже представить свою страну в образе «вассала ЕС» или капитулянта.
«Мы обернули британскую Конституцию поясом смертника и вручили детонатор главному переговорщику Брюсселя в диалоге с Лондоном Мишелю Барнье. Мы дали ему отмычку, при помощи которой Брюссель может в любой момент разорвать союз между Великобританией и Северной Ирландией», – написал Джонсон в своей авторской колонке в Mail on Sunday.
Впрочем, Джонсон не единственный из тори, кто угрожает «мягкому брекзиту» Мэй. В числе его противников и лидер еврооптимистов-консерваторов Ник Боулс. Недавно в статье для Daily Telegraph он заявил о старте кампании за отмену «плана Чекерс». Однако в отличие от Джонсона Боулс призывает на ближайшие три года остаться в Евросоюзе в статусе, аналогичном Норвегии. В свою очередь, Мэй в том же номере газеты ответила критикам и выразила оптимизм относительно диалога с ЕС.
Между тем поводов для беспокойства с приближением съезда тори у Мэй прибавляется. Как заявил Press Association бывший младший министр по вопросам брекзита Стив Бейкер, 80 консерваторов в Палате общин намерены проголосовать против «плана Чекерс».
Как отметила в беседе с «НГ» руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина, несмотря на то что предложения, изложенные в так называемой Белой книге британского правительства, против которых яростно выступает Борис Джонсон, не устраивают ЕС, в Брюсселе понимают, что Тереза Мэй является, по сути, единственным человеком, кто готов идти ему на уступки И поэтому риторика Мишеля Барнье говорит об определенной поддержке ЕС в ее адрес.
Эксперт напомнила, что Евросоюз как политико-экономический механизм функционирует по четким правилам, которые он не смеет нарушить. «Если ЕС нарушит свои правила, то разрушится вся его система. Думаю, Евросоюз не станет разрушать ее ради одной выходящей из сообщества страны, даже если эта страна – Великобритания. Поэтому здесь нужно четко понимать, что для достижения сделки британской стороне придется пересмотреть свои условия, изложенные в «плане Чекерс». Если Британия не пойдет на уступки на переговорах, то соглашения не будет, – пояснила Бабынина. – Кроме того, ЕС не может предоставить исключительные права государству, которое покидает его, зная, что внутри него отсутствует единство».
Эксперт выразила сомнение в том, что другие страны ЕС захотят последовать примеру Лондона. «Британский премьер – лучший пример того, почему этого не надо делать», – указала она.
комментарии(0)