Турция опасается, что к ее границам прибудут новые сирийские беженцы. Фото Reuters
Обострение в северо-западной сирийской провинции Идлиб, ставшей последним оплотом умеренных повстанцев, находилась в центре внимания встречи лидеров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи 17 сентября. Накануне переговоров глава турецкого государства назвал разрешение кризиса в подконтрольном повстанцам анклаве делом России, Турции и США. Не исключено, что Эрдоган хочет спасти подответственную ему провинцию при помощи Вашингтона.
«Давайте все вместе принимать меры против террористических группировок внутри оппозиции, – цитирует Эрдогана издание Hurriyet. – Но одна сторона не должна находиться в позиции, позволяющей ей проводить там бомбардировки под каким-либо предлогом».
Турецкий лидер также указал на необходимость подключить американское руководство, хотя договоренность о том, что Идлиб станет зоной деэскалации, была достигнута исключительно между Москвой, Анкарой и Тегераном. «Мы должны найти решение (по кризису в провинции. – «НГ») вместе с Россией и коалицией (возглавляемой Соединенными Штатами. – «НГ»)», – отметил он. Эрдоган заявил, что его страна несет ответственность за события в Сирии: «Мы сражаемся со всеми террористическими группами. В Идлибе мы также сражаемся с террором. У нас там есть 12 наблюдательных пунктов. У России – 10, у Ирана – несколько. Мы прилагаем усилия для защиты невинных людей».
Эрдоган заявил, что Турецкая Республика намерена укреплять свои позиции в осажденной правительственными войсками провинции. «Это правда, что мы укрепляем позиции наших военных (в Идлибе. – «НГ»), – заявил глава турецкого государства. – Мы не можем допустить того, чтобы у нас были там какие-либо слабые места, поэтому мы продолжим усиление. Если мы не усилим наши наблюдательные пункты, то кто-нибудь другой может взять инициативу в свои руки, в результате чего пострадают мирные люди». Как писала «НГ» ранее (см. номер от 11.09.18), за последние недели Анкара нарастила присутствие своих войск и боевой техники в провинции. Правда, тогда официально турецкие СМИ сообщали исключительно о концентрации сил вблизи пограничной зоны. Как известно, Анкара опасается, что в результате наступательных действий в провинции Идлиб к ее рубежам хлынет многотысячный поток беженцев.
«Турция очень сильно беспокоится, что в Идлибе произойдет военная операция сил Башара Асада при поддержке России, – заявил «НГ» эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы. – Она решила использовать многовекторную политику для того, чтобы предотвратить опасность. Так сложилось, что интерес Турции, который заключается в том, чтобы операция в этой провинции не состоялась, совпал с интересами западных государств. Европу, например, очень сильно волнует вопрос беженцев, потому что миллионы могут хлынуть в Турцию на фоне наступательных действий в Идлибе, а Анкара, в свою очередь, может дать им дорогу в Европу. Турция сейчас пытается балансировать между интересами Запада и России. Я так понимаю, что российская сторона прекрасно понимает, что реакция международного сообщества может быть очень негативной, в случае если Идлиб будет взят. Поэтому на повестке – множество идей по поводу того, что делать в провинции».
Наступление на позиции повстанцев в Идлибе, которое будет проводиться под предлогом борьбы с оставшимися там радикальными группировками, обещает быть затяжным – с учетом тех ресурсов оппозиции, которые сконцентрированы в провинции. Впрочем, вести наземные операции в Идлибе правительственным силам придется только с иранскими формированиями. Ранее оппозиционные источники сообщали о возможном участии курдских отрядов в действиях против Идлиба, однако эти сообщения не получили подтверждения. Как заявил агентству Firat представитель штаба Сил народной самообороны Нури Махмуд, внимание курдского ополчения направлено преимущественно на ликвидацию форпоста боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Хаджине на северо-востоке Сирии. По словам Махмуда, в планах курдского командования – вступить с Турцией в борьбу за потерянный им анклав Африн.
После переговоров с Эрдоганом не исключена встреча российского лидера с иранским коллегой Хасаном Рухани. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что разговор с главой Ирана пока не планируется, однако «этого нельзя исключать, потому что оперативная ситуация требует интенсивных контактов». «Поэтому если надо будет, то все созвонятся», – заявил глава кремлевской пресс-службы. Иран, в свою очередь, публично выступает за урегулирование ситуации в Идлибе. Об этом, в частности, 17 сентября заявил официальный представитель МИД Исламской Республики Иран Бахрам Гасеми. Однако не секрет, что Тегеран заинтересован, чтобы правительственные силы контролировали всю территорию Арабской Республики, которая входит в сферу его влияния.
комментарии(0)