Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин с женами посетили гору Пэкту, где согласно легендам, началась история первого корейского государства Кочосон. Фото Reuters
Президент Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ин после визита в Пхеньян отправится в США. На полях Генассамблеи ООН в начале следующей недели он встретится с Дональдом Трампом, доложит об итогах межкорейского саммита с Ким Чен Ыном и попытается содействовать старту трехсторонних переговоров с участием РК, КНДР и США. Госсекретарь Майкл Помпео впервые назвал конкретные сроки, в которые США надеются завершить ядерное разоружение КНДР.
Мун Чжэ Ин завершил в четверг трехдневный визит в КНДР. Из Пхеньяна он привез в Сеул 2 т ценных грибов «сони посот» – подарок от Ким Чен Ына членам семей, разделенных корейской войной.
Сам Ким получил приглашение от Муна посетить Сеул до конца года. Он может стать первым лидером КНДР, который побывает в южнокорейской столице после разделения страны. Накануне Ким объявил, что в КНДР демонтируют ядерный комплекс в Йонбене и закроют ракетный полигон с пусковой площадкой в Тончхане, если США предпримут соответствующие меры по всеобъемлющему соглашению, достигнутому между лидерами Севера и Юга. «Мы договорились сделать Корейский полуостров регионом мира, свободным от ядерного оружия и ядерных угроз», – сообщил он.
Договоренности, достигнутые Муном с Кимом, открывают путь для трехсторонних переговоров с участием США. Об этом заявил в четверг спецпредставитель РК по КНДР Ли Ду Хун. Правда, этому будут предшествовать активные консультации Сеула и Вашингтона, в том числе предстоящая встреча президентов РК и США в Нью-Йорке. Спецпредставитель Муна подчеркнул, что Пхеньян подтвердил приверженность денуклеаризации, и теперь всем заинтересованным сторонам предстоит «ускорить шаги в этом направлении».
Реакция в США не заставила себя ждать. Трамп заявил, что скоро проведет встречу с лидером КНДР, и не преминул подчеркнуть, что отношения с Пхеньяном улучшились с тех пор, как он вступил в должность. «Мы собирались воевать с Северной Кореей, но теперь... отношения, я должен сказать по крайней мере в личном плане, очень хороши. Это успокаивает», – сказал президент журналистам в Белом доме.
В свою очередь, Помпео сообщил, что Вашингтон готов начать прямые переговоры с Пхеньяном, чтобы полностью ликвидировать там ядерное оружие к январю 2021 года. Он пригласил на следующей неделе министра иностранных дел КНДР Ли Ён Хо в Нью-Йорк.
Напомним, что США и КНДР договорились начать переговоры еще во время июньской встречи Трампа и Кима в Сингапуре, по итогам которой был подписан договор о полной денуклеаризации Корейского полуострова. Но документ подвергся критике за то, что в нем не были указаны конкретные сроки разоружения.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, эксперт клуба «Валдай» Константин Асмолов назвал саммит в Пхеньяне ступенькой на длинной лестнице, ведущей к разрешению межкорейского и регионального противостояния. «Достигнутые договоренности имеют большое значение, однако относительно того, что будет воплощено на деле, а не на словах, остаются вопросы, – отметил он. – Так, разговоры о возможном запуске межкорейских проектов остаются разговорами в пользу бедных, поскольку для этого требуется ослабление санкционного режима, не находящееся в компетенции Мун Чжэ Ина. А США постоянно подчеркивают, что санкции будут действовать до полного разоружения Пхеньяна».
По словам эксперта, ответный визит Кима в Сеул станет историческим событием – все предыдущие встречи глав Севера и Юга проходили или в демилитаризованной зоне, или в Пхеньяне. «Но вопрос – как обойти закон о национальной безопасности РК, который трактует КНДР не как страну, а как «антигосударственную организацию», глава которой должен быть арестован и судим как военный преступник при первой возможности? Именно поэтому сорвался визит Ким Чен Ира в 2000 году, а сегодня внутриполитическая обстановка в РК сложнее и более неприятна для власти, чем при тогдашнем президенте РК Ким Дэ Чжуне».
В этом контексте Асмолов высоко оценивает не столько переговоры лидеров обеих стран, сколько соглашение, заключенное между военными. «Буферная зона на спорной морской границе – очень серьезный шаг, позволяющий предотвратить как случайные инциденты, так и осознанные провокации, – подчеркнул он. – Что же касается перспективы, то налицо демонстрация курса на потепление, который начался с новогодней речи лидера КНДР в январе 2018 года. И хотя сроки и масштаб денуклеаризации Севера – вопрос непростой, де-факто ситуация соответствует российско-китайской концепции двойной заморозки, когда стороны настроены на диалог и воздерживаются от действий, обостряющих обстановку».
комментарии(0)