Корабль ВМС США Wasp не смог зайти в порт Гонконга из-за запрета властей Китая. Фото с сайта www.navy.mil
Китай подверг критике решение CША продать оружие Тайваню на 330 млн долл., назвав его грубым вмешательством в свои внутренние дела. Отношения между державами продолжают накаляться после того, как Вашингтон ввел дополнительные пошлины в размере 200 млрд долл. на китайский импорт. Одновременно подверглись рестрикциям военные структуры КНР и ее СМИ в Америке.
Госдепартамент США одобрил продажу запасных частей для истребителей F-16, а также для других боевых самолетов, которыми располагают ВВС Тайваня. Этот шаг администрация США обосновывает необходимостью помочь укрепить обороноспособность острова.
Реакция Пекина не заставила себя ждать. Представитель МИД Китая Гэн Шуан сказал, что поставки оружия Тайваню нарушают международное право и наносят ущерб суверенитету и безопасности страны. Параллельно с этим на днях КНР запретила кораблю ВМС США Wasp зайти в порт Гонконга.
Этот обмен уколами между двумя державами можно было бы считать традиционным. Ведь Китай рассматривает Тайвань как свою отколовшуюся провинцию. А для США Тайвань – неформальный союзник. США не обязаны вступать в войну в его защиту, но закон обязывает их оказывать острову помощь вооружениями.
Однако полемика вокруг Тайваня – это лишь последний штрих к более широкому конфликту, который приобретает все более острые формы, охватывая сферу экономики, политики и прав человека.
В понедельник США начали брать пошлины за товары китайского импорта в масштабе 200 млрд долл. А на прошлой неделе они наложили санкции на китайские военные структуры за покупку российских вооружений. В то же время Вашингтон предписал китайским государственным СМИ зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.
Официально Белый дом заявляет, что его главная цель, в соответствии с лозунгом «Америка прежде всего», устранить «несправедливость», добиться баланса в торговле с Китаем. Но серия жестких антикитайских шагов говорит о том, что в действительности главная цель Вашингтона – пресечь рост экономической мощи и международного влияния Китая.
Газета Telegraph отмечает: «Произошел фундаментальный сдвиг. Администрация президента США Дональда Трампа перешла от определения Китая как «ревизионистской державы» к другой формулировке. Китай стал «стратегическим соперником». Проще говоря, в течение более четырех десятилетий взаимоотношения были очень тщательно настроены так, чтобы стать приемлемыми для обеих сторон. А теперь их очень быстро сворачивают».
Официальная китайская газета China Daily, как ни удивительно, разделяет эту оценку. Но она предупреждает: «Когда торговый конфликт распространяется на другие аспекты двусторонних связей, последствия трудно предсказать».
Во всяком случае, в одном из регионов, где интересы США и КНР сталкиваются наиболее наглядным образом, – в Южно-Китайском море – напряженность резко возросла. Как пишет New York Times, пять лет назад риф Мисчиф недалеко от побережья Филиппин был не более чем полосой подводных атоллов, населенных тропическими рыбами и черепахами. А теперь он превращен в китайскую военную базу, на которой построены вышки радаров, шахты для ракет противовоздушной обороны и взлетно-посадочная полоса. Шесть соседних отмелей тоже были превращены в насыпные островки.
Когда американский самолет для слежки P-8A Poseidon пролетел около рифа Мисчиф, китайская охрана передала по радио команду: «Вы нарушаете китайский суверенитет и обязаны немедленно удалиться».
Глава индо-тихоокеанского командования США адмирал Филип Дэвидсон так характеризует положение: «Китай может контролировать Южно-Китайское море во всех сценариях, за исключением одного – военных действий с США».
Возникает вопрос: а насколько болезненными для китайских и российских оборонных организаций стали санкции, наложенные на них Вашингтоном? В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин сказал: «На практике это мало что меняет. Ведь ранее под санкциями находились российские поставщики вооружений в Китай. Им долларовые транзакции были запрещены. Такая ситуация сложилась еще в 2014 году. За прошедшее время созданы определенные механизмы для обхода этих ограничений. Они позволяют России продолжать поставки оружия. Эти механизмы разные в разных странах. Это может быть и использование бартера, и других схем взаимозачета». А китайская структура, на которую наложены санкции, – Управление по развитию военной техники – является закупочной структурой для всех вооруженных сил. Но США и Европейский союз ввели санкции по военно-техническому сотрудничеству с Китаем еще в 1989 году. Эти санкции не отменены. Более того, все последние годы нарастал контроль за экспортом двойных технологий в Китай. Так что практические последствия из-за мер США будут не слишком велики, заключил эксперт.
комментарии(0)