Президент Сербии Александар Вучич подарил Владимиру Путину книгу «Моя прекрасная Сербия», написанную российскими авторами. Фото Sputnik/Reuters
В Москве прошли переговоры российского президента Владимира Путина с сербским коллегой Александаром Вучичем. Главной темой беседы стала ситуация на севере Косово, где в минувшие выходные местный спецназ предпринял попытку захватить подконтрольные Белграду водохранилище и ГЭС «Газиводе». Сербия отреагировала на это моментально, объявив всеобщую мобилизацию. При этом Вучич заявил, что обратится к Москве за помощью.
Еще месяц назад Белград и Приштина были в одном шаге от решения, которое, по мнению Вучича и президента самопровозглашенного Косово Хашима Тачи, позволило бы нормализовать отношения. Речь идет о так называемой сделке по «коррекции границ».
Согласно ей, населенный сербами север Косово переходит под управление Белграда, взамен Приштина получает сербские территории Прешево и Буяновац, где в основном проживают албанцы.
Поиск компромисса с Косово – пожалуй, главный внешнеполитический приоритет для Сербии, стремящейся в Евросоюз. Впрочем, идея по обмену территориями Вучича и Тачи не нашла поддержки среди населения обеих республик. Ее отвергают Берлин, Лондон и ряд других европейских столиц, опасаясь, что такой шаг откроет ящик Пандоры и создаст негативный прецедент для балканских стран с неурегулированными территориальными спорами. Что касается Москвы, то она неоднократно заявляла, что готова поддержать Белград в любой его договоренности с Приштиной. Однако при этом всегда подчеркивалось, что любое соглашение должно основываться на международном праве и соответствовать резолюции Совбеза ООН 1244.
Напомним, Газиводе уже оказывалось в центре внимания мировой общественности. В сентябре Приштина в письменной форме запретила Вучичу посетить водохранилище, однако под давлением США и ЕС была вынуждена изменить решение. В ходе последнего инцидента, по данным СМИ, около 60 косовских спецназовцев попытались приблизиться к плотине с северной части водохранилища и занять позиции возле точки сбора воды. Кроме того, косовары вторглись в Центр экологии и развития в селе Зубин-Поток. На действия Приштины Белград отреагировал оперативно. Сербский президент отдал приказ о приведении Вооруженных сил страны в полную боевую готовность. В связи с действиями Косово сербские власти выразили также протест генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. В свою очередь, Евросоюз осудил действия Приштины, спровоцировавшие мобилизацию сербской армии.
Между тем косовский президент попытался сгладить острые углы. Он заявил, что посетил Газиводе для того, чтобы приятно провести выходной и полюбоваться живописными пейзажами. Однако его объяснения не переубедили Вучича. Сербская армия по-прежнему находится в состоянии полной боеготовности.
Инцидент на ГЭС и водохранилище – не более чем пиар-акция, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Кандель. «Переговоры Приштины с Белградом зашли в тупик, и косовский президент Тачи столкнулся с той ситуацией внутри республики, когда все выступают против сделки с Белградом, а он один оказывается крайним. Ему было необходимо показать, что он контролирует ситуацию и даже на севере Косово хозяин. Поэтому была предпринята такая акция, – пояснил эксперт в беседе с «НГ». – В свою очередь, Вучич, отдавая приказ о приведении армии в полную боеготовность, тоже сделал себе пиар, но с другой стороны. Ему тоже нужно было показать, что он не менее крутой, чем Тачи, и готов на все. Кроме того, для него это еще хорошая возможность показать международному сообществу, тем же Москве, Брюсселю, Вашингтону, что мы (Сербия и Косово) стоим на грани войны. Если вы не хотите войны, то помогайте нам».
Позицию Канделя разделяет старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров, который считает, что Тачи и Вучич сознательно предприняли действия, которые внешне выглядят как шаги, направленные на эскалацию обстановки. Он отметил, что оба лидера готовы к заключению компромиссного соглашения и хотят нормализации двусторонних отношений, однако для этого им нужно сохранить лицо в глазах собственных избирателей. По словам Искендерова, желая добиться вступления Сербии в ЕС, Вучич ведет свою игру. При этом в отличие от Тачи, который играет на противоречиях между сербами и албанцами, он использует противоречия России и ЕС, поскольку Москва является основным внешнеполитическим союзником Белграда.
«Я хочу, чтобы Сербия была страной мира и экономического процветания. Я попрошу поддержки у президента Путина на всех международных форумах», – заявил Вучич перед визитом в Москву. На вопрос журналистов, планирует ли Белград просить у Москвы военную помощь, сербский лидер ответил отрицательно. «Я не хочу, чтобы на территории Сербии были крупные военные конфликты», – подчеркнул он.
Отвечая на вопрос «НГ» о том, чем Москва в данной ситуации может помочь Белграду, Кандель отметил, что в поддержке Кремля прежде всего нуждается сам сербский лидер. «Когда Вучич говорит, что ему нужна поддержка Москвы, то он имеет в виду, чтобы она согласилась на его договор с Косово об обмене территориями и своим авторитетом поддержала столь непопулярное среди сербов решение», – заключил эксперт.
Между тем, как сообщает ТАСС, президент Сербии выразил удовлетворение итогами переговоров с Путиным. «Все, что мы искали, мы получили. Мы обо всем договорились», – заявил Вучич, отвечая на вопрос о том, согласованы ли какие-либо совместные шаги на международной арене по поддержке территориальной целостности Сербии. При этом он добавил, что не может публично раскрыть подробности.
комментарии(0)