Вопрос обменного курса юаня обостряет разногласия между США и Китаем. Фото Reuters
Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер и министр финансов Стивен Мнучин, как ожидают, прилетят в начале следующей недели в Пекин для продолжения переговоров по торговле. Сделка может быть заключена в конце апреля. Но многие комментаторы в этом сомневаются, поскольку США требуют, чтобы Китай ограничил ослабление юаня. Китайские экономисты опасаются, что если Пекин сделает такую уступку, то Поднебесной, как Японии в 1980-х годах, не избежать застоя и стагнации.
Пока китайские и американские переговорщики взяли тайм-аут, Пекин пригласил на совещание группу японских экономистов-тяжеловесов. Китайские эксперты хотят получить у них совет, что нужно сделать, чтобы не повторить путь Японии, которая в 80-х годах пошла навстречу требованиям США, касающимся обменного курса валюты и доступа американских товаров на японский рынок.
Хуа Шэн, почетный декан экономической школы университета в городе Наньцзин, сказал, что жаждет узнать мнение японских экспертов о том, как так называемое Соглашение «Плаза» изменило японскую экономику. «Эта договоренность – предупреждение китайскому народу. Японский урок для нас очень важен», – заявил он.
Япония была втянута в длительный торговый спор с США. Он был решен, когда пять держав – США, Япония, Германия, Франция и Британия – согласились понизить курс доллара по отношению к японской иене и германской марке. По условиям Соглашения «Плаза», как напоминает газета South China Morning Post, пять стран начали продавать большое количество долларов, что привело к значительному ослаблению американской валюты. В результате этой интервенции иена за два с половиной года подорожала вдвое по отношению к доллару. Японские экспортные товары стали более дорогими и менее конкурентоспособными. Как полагают, из-за этого двигатель японской экономики замедлил работу.
Многие китайские ученые считают, что Соглашение «Плаза» привело к тому, что впоследствии пузыри многих японских активов раздулись и лопнули. Это предопределило стагнацию японской экономики и лишило ее шансов на то, чтобы стать конкурентом США. Бывший заместитель министра финансов Японии Масахиро Каваи сказал, что он постоянно консультирует китайских чиновников на сей счет.
Детали возможной сделки США с Китаем неизвестны, но в КНР идут разговоры о том, что Вашингтон добивается заключения «нового Соглашения «Плаза».
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ломанов отметил: «Различия между Японией и Китаем очевидны и принципиальны. Япония была и остается не только экономическим, но и военно-политическим союзником США. В силу этого обстоятельства для Японии невозможно было сказать «нет» американцам. Американское предложение было сформулировано как предложение, от которого невозможно отказаться. Ведь отказ означал бы серьезный разрыв с Америкой. А в период холодной войны это было немыслимо».
Китай не является союзником США. «Китайские националистические публицисты не устают повторять: Китай в отличие от Японии должен быть способным сказать «нет». Китай, пишут они, – это суверенное государство, которое способно говорить «нет», если его интересы могут быть нарушены», – сказал эксперт.
Соглашение «Плаза» фактически подрывало конкурентоспособность Японии на внешних рынках. За ним последовали 10 лет экономической стагнации. «А Китай 10 лет экономической стагнации не переживет. Если он перейдет к нулевому росту или росту в 1–2% в год, то экономические трудности умножатся таким образом, что социально-экономические и политические проблемы сплетутся в один ком. Вполне возможно, что лет через 10 при таком раскладе нынешний Китай как политическая единица на карте мира существовать не будет», – полагает Ломанов.
Китай на Соглашение «Плаза» № 2 не пойдет никогда, понимая губительный характер его условий. А совещание в Пекине с японцами – ход полезный. Он позволяет китайцам напомнить о том, как США обращаются со своими союзниками, заключил эксперт.
Помимо валютного вопроса в повестке американо-китайских переговоров значатся и структурные изменения в китайской экономике. Вашингтон, в частности, требует, чтобы Пекин создал ровную площадку для своих и американских игроков на китайском рынке, согласился предоставить им защиту прав на интеллектуальную собственность.
Раньше Пекин вроде бы проявлял гибкость. А теперь, согласно сведениям агентства Bloomberg, дает задний ход. Дело в том, что американская администрация не предоставляет гарантий, что отменит введенные пошлины на китайские товары.
Как отмечает в этой связи китайский комментатор Гэри Хуан, переговоры превращаются в испытание волевых качеств лидеров двух держав – Дональда Трампа и Си Цзиньпина. Они представляют две противоположные экономические модели – экономику свободного рынка и государственный капитализм, которым руководит партия. И это делает достижение компромисса чрезвычайно сложным.
комментарии(0)