На саммите Терезу Мэй сопровождает постоянный представитель Британии при ЕС Тим Барроу (слева). Фото Reuters
В четверг в Брюсселе открылся двухдневный саммит ЕС. Несмотря на то что в повестке форума был заявлен целый ряд насущных для Евросоюза тем, неожиданно главной из них снова стал брекзит. Уже вечером лидеры 27 стран ЕС должны были рассмотреть заявку премьер-министра Великобритании Терезы Мэй об отсрочке выхода страны из сообщества. На момент сдачи номера в печать итоги встречи известны не были.
Этот саммит для Великобритании должен был стать последним с учетом того, что выход Соединенного Королевства из ЕС изначально был запланирован на 29 марта. Однако, несмотря на приближение этой даты, неопределенность вокруг брекзита нисколько не уменьшилась. Если раньше задавались вопросом, будет брекзит проходить со сделкой или без, то теперь сюда добавляются еще два вопроса: когда будет брекзит и будет ли он вообще?
Накануне саммита Мэй обратилась к председателю Евросовета Дональду Туску с просьбой перенести брекзит с 29 марта на 30 июня. «Как премьер-министр я не готова откладывать брекзит дольше, чем до 30 июня», – предупредила она Палату общин, призвав парламент сделать выбор между ее соглашением, выходом из ЕС без сделки или отменой брекзита вообще. Мэй обвинила законодателей в ссорах, политических играх и тайных процессуальных спорах. «Членам парламента пришло время принять решение. До сих пор парламент делал все возможное, чтобы уйти от этого», – обратилась Мэй, чье выступление транслировалось в телеэфире, к уставшей от брекзита британской публике.
Так или иначе, выступление Мэй мало кому пришлось по душе. Большинство законодателей, в том числе от Консервативной партии, осудили тон ее речи. «Демократия оказывается в проигрыше, когда премьер сначала противопоставляет себя Палате общин, а затем обвиняет депутатов, которые просто делают свою работу, – написал в Twitter депутат-консерватор Сэм Джайма. – Это отвлекает от отсрочки выхода из ЕС, это все часть ее стратегии по затягиванию времени до последнего и исключению всех других вариантов. Это опасно».
Мэй намерена на следующей неделе уже в третий раз вынести на голосование свой проект соглашения о брекзите. Впрочем, как она это будет делать, пока непонятно. Ранее спикер Палаты общин Джон Беркоу, апеллируя к британской традиции, восходящей к 1604 году, заявил, что в течение одной сессии парламента нельзя повторно выносить на рассмотрение уже отклоненный законопроект. Третье голосование допускается лишь в том случае, если новая версия документа будет существенно отличаться от предыдущих, предупредил Беркоу. Как заявил Би-би-си замглавы фракции евроскептиков Марк Франсуа, по его оценке, среди консерваторов «достаточное число» депутатов, настроенных голосовать против проекта сделки Мэй в случае ее нового вынесения на голосование.
«По итогам консультаций с лидерами стран ЕС в последние дни я думаю, что короткий перенос брекзита будет возможен, но при условии положительного голосования по соглашению о выходе в Палате общин», – заявил в среду Туск в ответ на просьбу Мэй об отсрочке брекзита.
Между тем ранее Франция пригрозила заблокировать решение о выходе, если на саммите Мэй не предоставит «достаточных гарантий» надежности своей стратегии. Париж предпочтет брекзит без заключения соглашения Лондона и Брюсселя, подчеркнул министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, выступая накануне саммита перед парламентом страны.
В сложившейся ситуации с брекзитом любое решение вызовет протесты, считает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. «Ситуация патовая. Выйдут с соглашением – брекзитеры скажут, что их опять загнали в европейское стойло. Выйдут без соглашения – лейбористы начнут шуметь, говорить, что это невыгодно, страна понесет огромные убытки, ухудшится положение британцев. У каждого варианта решения есть как сторонники, так и противники. Кто бы ни пришел на место Мэй, он все равно не найдет формулу полного счастья», – отметил эксперт в беседе с «НГ».
Он считает справедливыми вопросы к Мэй со стороны руководства ЕС и глав государств-членов. «В ЕС правы, когда ставят перед Мэй вопрос: хорошо, мы дадим вам отсрочку, а что существенно изменится? Вам удастся за эти оставшиеся два-три месяца переубедить часть депутатов, чтобы они поддержали соглашение? – сказал Топорнин. – Нужно понимать, что на большее Брюссель не готов пойти, никакие серьезные изменения в текст соглашения он вносить не будет. И у него даже такой возможности уже не будет. В ЕС скоро выборы в Европарламент, и все начинают к ним полным ходом готовиться, а осенью предстоят выборы в Европейской комиссии. Кроме того, как правило, начиная с апреля и по июль в институтах ЕС фактически наступает период затишья, и именно в это время британцы просят об отсрочке».
Для принятия политического решения британским парламентариям не хватает мужества, уверен эксперт. «Юнкер прав, говоря, что британским депутатам нужно набраться мужества и, наконец, принять хоть какое-то решение. Он заявляет: мы готовы принять и поддержать любое ваше решение, вплоть до того, что вы остаетесь в ЕС, – напомнил Топорнин. – Но законодатели, похоже, не хотят этого делать и перекладывают всю ответственность на главу кабинета. А Мэй уже сделала все, что могла, включая ту же политическую декларацию по ирландскому бэкстопу».
Как отмечает Reuters со ссылкой на дипломатов, большинство правительств стран – членов ЕС предпочли бы, чтобы Великобритания покинула союз к середине мая, перед выборами в Европарламент.
Между тем в четверг в интервью Би-би-си глава британского МИДа Джереми Хант допустил проведение голосования в парламенте по вопросу отмены брекзита. «Если на следующей неделе мы будем пребывать в такой же ситуации, тогда может произойти очень ограниченный перечень вариантов: парламент может проголосовать за отмену статьи 50 (Лиссабонского договора. – «НГ»), что остановит процесс брекзита», – заявил Хант. Такой сценарий он назвал «возможным», хотя и «маловероятным».
комментарии(0)