0
5298
Газета В мире Интернет-версия

21.03.2019 19:23:00

Пекин по-своему обустроит Юго-Восточную Азию

Китайская железная дорога протянется от границы КНР до Таиланда

Тэги: китай, жд, лаос, оружие, экспорт, торговля


китай, жд, лаос, оружие, экспорт, торговля Строительство 414-километровой скоростной железной дороги из Китая в Лаос идет полным ходом. Фото сайта china.cn

Лаос объявил, что строительство стального пути от его столицы Вьентьяна до КНР наполовину завершено. Поезда пойдут в конце 2021 года. Впоследствии линия протянется до Сингапура, Малайзии, Таиланда. Этот проект подтверждает, что инициатива «Один пояс, один путь» работает успешно, говорят в Пекине. Но опрос, проведенный в регионе, показал, что его лидеры опасаются попасть в зависимость от Китая. Поэтому, беря у КНР деньги, они одновременно пытаются найти поддержку у США.

Сооружение дороги от Китая до Лаоса обойдется в 7 млрд долл. Сомсана Ратсафонг, директор железных дорог Лаоса, говорит, что для страны с населением 6,8 млн выгодно использовать рабочую силу и финансирование из Китая.

Правительство Китая оплатит 70% стоимости железной дороги, а Лаос – остающиеся 30% с помощью займов от китайских финансовых институтов. Китай – самый большой инвестор в Лаосе, с 1989 по 2016 год он вложил там 5,4 млрд долл.

По словам Ратсафонга, часть займов будет беспроцентной. А по другой части Лаосу придется выплачивать долг по ставке 2% в год в течение 30 лет. Как пишет газета South China Morning Post, развивающиеся страны боятся, что попадут в долговую западню, поскольку будут не в состоянии расплатиться. Примером тут служит Шри Ланка. Эта страна была вынуждена передать управление портом Китаю на 99 лет, так как не сумела оплатить положенное по займу в размере 1,5 млрд долл.

«Долговая западня возникает не из-за китайских денег, но главным образом потому, что некоторые страны не провели правильной оценки финансовых условий и требований по возврату средств по кредитам», – говорит Андреа Гиурисин, советник Всемирного банка и профессор Китайской академии железнодорожных наук. В числе «некоторых стран» профессор числит и сам Китай. Китайские государственные компании освоили самые передовые технологии в машиностроении, но у них нет опыта в управлении проектами.

«Некоторые высокоскоростные дороги в Китае убыточны, отчеты о них не прозрачны. В некоторых местах просто не нужно прокладывать самые скоростные железные дороги», – говорит эксперт.

Профессор не пожелал рассуждать о геополитическом аспекте проблемы. А он очевиден. Центр исследований Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) опросил 1 тыс. экспертов в регионе. Их спрашивали о том, что они думают о роли Китая и США. 68% выразили сомнение в надежности США как стратегического партнера и защитника региональной безопасности. В то же время лишь 8,9% считают Китай великодушной и не стремящейся к гегемонии державой. Причем более 70% респондентов указали, что Китай и США проводят курс, который делает неизбежным их противостояние.

При этом страны АСЕАН не хотят становиться на сторону ни США, ни Китая. Их граждане теряют веру в США, но в то же время испытывают глубокую тревогу по поводу экспансии Китая. Это отразилось и на их рейтинге доверия к крупным державам. Вот как он выглядит: Япония – 65,9%, ЕС – 41,3%, США – 27,3%, Индия – 21,7%, Китай – 19,6%.

Софар Иэр, декан колледжа Востока в Лос-Анжелесе, говорит: «В регионе считают, что Китай стал силой, которую не остановить. А сопротивляться бесполезно. Но большинству людей такое положение не по нутру».

США пытаются противопоставить инициативе «Один пояс, один путь» свою программу капиталовложений в Юго-Восточной Азии. Вашингтон обещает предоставить странам региона 60 млрд долл. на развитие инфраструктуры. Эти средства будут выделяться через Корпорацию частных инвестиций за рубежом.

Из приведенных выше данных опроса о доверии к крупным державам видно, что Россия в числе их даже не фигурирует. В чем дело? Ведь по крайней мере в одной области – поставке вооружений Москва играет в регионе видную роль. Телеканал Newsasia утверждает даже, что Россия просто наводнила Юго-Восточную Азию своим оружием.

В беседе с «НГ» руководитель Центра Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков сказал: «Недоброжелатели России сейчас подняли шум о том, что она повсюду раздувает конфликты, продавая оружие. Это миф. Получается: когда США продают оружие – это ради дела свободы. А когда Россия продает оружие, это не на дело свободы. На самом деле торговля оружием – это бизнес. Россия добилась успехов в регионе в области торговли оружием и в близкой ей сфере безопасности в первую очередь в связи с событиями в Сирии. Российская военная техника показала там свою эффективность».

Что касается экономики, то Россия Китаю не конкурент. Сравните: у России торговля с Вьетнамом 6 млрд долл., а у Китая – в 10 раз больше, напомнил эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Дмитрий Тараторин

Международная конференция в Минске задает параметры многополярности

0
5101
Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Марина Гайкович

Церемония вручения и гала-концерт лауреатов впервые состоялись за пределами столицы

0
4740
Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Ольга Соловьева

Главным препятствием для рождения детей называют отсутствие материального достатка

0
4684
Евросоюз не побоялся обложить китайские электромобили долговременными пошлинами

Евросоюз не побоялся обложить китайские электромобили долговременными пошлинами

Данила Моисеев

Поднебесная вынуждена взвесить "за" и "против" торговой войны

0
3796

Другие новости