Уильям Барр стал первым, кто получил доклад о «российском вмешательстве». Фото Reuters
Эпопея с «российским вмешательством» в США далека от завершения, несмотря на то что в минувшие выходные соответствующий доклад спецпрокурора Роберта Мюллера был передан главе Минюста Уильяму Барру. Документ вызвал чувство облегчения у сторонников президента Дональда Трампа: доказательств «сговора» с Кремлем, похоже, так и не было найдено.
Новость о том, что доклад о предполагаемом российском вмешательстве в электоральный процесс США завершен, застала главу Белого дома в резиденции в штате Флорида. Трамп решил провести эти выходные в Мар-а-Лаго вместе с супругой Меланьей, ее родителями и сыном Бэрроном: в субботу мальчику исполнилось 13 лет. Впрочем, следует заметить, что содержание документа Трампу могло быть известно только отрывочно. В субботу и воскресенье доклад оставался тайной за семью печатями даже для законодательной власти.
В Минюсте заявили, однако, что новых обвинений никому из окружения президента предъявлено не будет. В ходе «российского расследования» Мюллер и его команда и так обвинили 34 человека – в том числе шесть бывших помощников Трампа. Правда, все это не имело прямого отношения к главной цели – найти сговор между Трампом и Москвой. Вместо этого комиссия Мюллера наносила удары по периферийным целям – например, нарушениям, которые совершали в деловой сфере партнеры Трампа. В докладе должен содержаться ответ на еще один вопрос: воспрепятствовал ли президент США правосудию, когда пытался свернуть расследование ФБР по поводу предполагаемых связей между его кампанией и российскими властями. Специально для того, чтобы Трамп ничего не испортил, выступив с неосторожными высказываниями в Twitter, в Мар-а-Лаго прибыли его юрисконсульты Эммет Флуд и Пэт Сипиллоне.
Конец трудов Мюллера не ставит точку в «российском деле»: помимо спецпрокурора, расследование ведется на разных уровнях американской власти. Это и федеральное расследование, которое изучает возможные нарушения закона о выборах, это и разбирательство в Палате представителей.
«Создается впечатление, что все крупнейшие элементы этого расследования уже были обнародованы в виде утечек, – заявил «НГ» программный директор Валдайского клуба, директор Института международных исследований МГИМО Андрей Сушенцов. – Есть основания полагать, что сенсации эти результаты не принесут. В ходе расследования уже были предъявлены обвинения в адрес американских граждан, включая Пола Манафорта, и даже в адрес россиян. Манафорт был осужден и приговорен к семи годам заключения в тюрьме. Но главный пункт обвинения, который можно было бы использовать в политических целях, – обвинения в сговоре Трампа с Кремлем – скорее всего будет опровергнут. Видимо, поэтому Трамп не возражал против публикации итогов расследования комиссии Мюллера. Думаю, что опровержение тезиса о сговоре Трампа с Россией несколько снизит остроту и актуальность «российской темы» в американской политике».
Эксперт напоминает, что США сейчас вступают в новый электоральный цикл президентских выборов, поэтому окончательно российская тема не уйдет, и «русский след» будут искать в любых непонятных и необъяснимых результатах электорального поведения или голосования по тем или иным вопросам. «В текущем виде оппоненты Трампа, думаю, уже использовали потенциал этого доклада, в силу того что постоянные утечки в ходе расследования создавали крайне неблагоприятный для президента Трампа информационный фон, – сказал Сушенцов. – Создается ситуация, при которой весь пар уже вышел, и новых аргументов к уже знакомым не прибавляется. В целом здравомыслящие люди должны задать себе вопрос: если за два года расследования не было выявлено фактов, достаточных для того, чтобы обвинить президента в предательстве национальных интересов и в сговоре с иностранным государством, то не была ли вся эта двухлетняя кампания обычной истерикой оппонентов президента?»
комментарии(0)