Мишель Аун не видит причин, по которым Москва не могла бы помочь Бейруту. Фото Reuters
Прокламация президента США Дональда Трампа о признании израильского суверенитета над Голанскими высотами дополнила повестку переговоров Владимира Путина с его ливанским коллегой Мишелем Ауном в Москве. Впрочем, Сирия и разногласия с Израилем едва ли главное, к чему приковано внимание правительства Ливана. Бейрут ждет посреднической помощи в другом территориальном споре, который разгорается с Израилем вокруг шельфа в восточной части Средиземного моря, где российская, французская и итальянская компании готовы начать освоение месторождений газа. На роль посредника может претендовать как РФ, так и США.
О том, что Ливан рассчитывает на деликатное вмешательство России в ситуацию с Левантийским осадочным бассейном, где, по данным французских специалистов, может быть сосредоточено свыше 3 трлн куб. м газа и 850 млн барр. нефти, стало известно незадолго до того, как самолет Ауна приземлился в аэропорту Внуково-2. «Я не вижу ни одной причины, по которой Россия не могла бы выступить посредником в споре Ливана и Израиля по поводу морской границы», – заявил ливанский лидер накануне своего приезда в российскую столицу.
Вопрос с границами Ливану необходимо разрешить не только с еврейским государством – такая проблема существует и в повестке переговоров ливанского руководства с сирийским правительством, которое претендует на неплохой уровень отношений с Бейрутом. Здесь Россия, как одна из тех стран, кому президент Башар Асад обязан сохранением у власти, также могла бы помочь Ливану – это не раз отмечала арабская пресса.
Майкл Помпео обещал ливанской стороне уладить «морские» противоречия с Израилем. Фото Reuters |
Недавний визит госсекретаря Майкла Помпео в Ливан продемонстрировал, что Соединенные Штаты хотят взять набирающий обороты конфликт между двумя ближневосточными соседями по поводу морского шельфа на себя. «США желают совместно с ООН помочь Ливану в разрешении пограничного спора с Израилем», – сказал шеф американской дипломатии на встрече со спикером Палаты депутатов Ливана Набихом Бери.
Впрочем, следует отметить, что американские условия рассчитаны прежде всего на то, чтобы удовлетворить чаяния властей еврейского государства. Так, примерно год назад предшественник Помпео Рекс Тиллерсон предложил свой компромиссный план по Левантийскому осадочному бассейну, который предполагал передачу Бейруту 60–65% спорных участков на шельфе. Однако Аун заявил тогда, что его страна «не уступит Израилю ни миллиметра». Вероятно, это оставляет пространство для дипломатического посредничества России.
Ситуация при внимательном рассмотрении может оказаться более взрывоопасной, чем трения сирийского правительства и еврейского государства по поводу Голан. Комментируя обстановку вокруг морского шельфа, министр энергетики Израиля Юваль Штайниц как-то заявил, что его страна настроена на дипломатическое решение проблемы, однако не исключил силового сценария в том случае, если еврейское государство подвергнется атаке. Такие опасения имеют под собой основания. Лидер ливанской «Хезболлы» Хасан Насрулла в свое время призывал ливанское правительство «отстаивать право на освоение шельфовых месторождений газа в Восточном Средиземноморье с позиции силы, опираясь на национальное единство». Все ливанцы готовы объединиться для защиты нефтегазовых запасов – достояния всего народа, выражал уверенность политик. Он посоветовал правительству в Бейруте «не доверять посредничеству США».
В экспертной среде считают, что посредничество в территориальном споре Израиля и Ливана помогло бы России укрепить за собой статус важной силы на Ближнем Востоке. «Судя по всему, стоит вопрос, насколько российский игрок готов столкнуться с рисками, участвуя в тендере на тот или иной участок шельфа, поскольку результаты геологической разведки сильно разнятся между собой, – заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – В случае реальной разработки месторождений энергоресурсы скорее всего пойдут на поддержку официального Дамаска».
Эксперт убежден: большую роль в ситуации вокруг Левантийского осадочного бассейна играет политический фактор. «Москва пользуется конъюнктурой – противоречивым отношением США и Саудовской Аравии к новому составу ливанского кабинета министров и своими связями с Ираном и «Хезболлой», одновременно используя на переговорах с региональными игроками риторику о возможности их (иранцев. – «НГ») сдерживания», – сказал Мардасов.
комментарии(0)