Протесты против пятого президентского срока Абдель Азиза Бутефлики продолжаются в Алжире уже полтора месяца. Фото Reuters
После полутора месяцев массовых протестов в Алжире военные поддержали требования об отстранении от власти 82-летнего, разбитого инсультом президента Абдель Азиза Бутефлики. С заявления начальника Главного штаба сухопутных войск и заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Ахмеда Каида Салаха о том, что глава государства должен признать свою недееспособность и уйти, может начаться новая страница в истории этой североафриканской страны.
Выступая по государственному телевидению, генерал Ахмед Каид Салах заявил: «Мы должны немедленно найти выход из этого кризиса в рамках Конституции». Он призвал воспользоваться статьей 102 Основного закона Алжира, которая позволяет отстранить президента в случае его недееспособности. Применение статьи, подчеркнул генерал, является единственной гарантией сохранения стабильности в стране. Она дает Конституционному собранию (КС) право объявить должность президента вакантной и назначить президентские выборы. Однако для этого необходимо соответствующее решение. Принять его собирались в среду. Однако на момент подписания номера в печать сообщений об этом не поступало. Временно, в течение 45 суток, исполнять обязанности главы государства в случае принятия решения должен глава Сената Абделькадер Бенсалах. За этот срок алжирским политикам предстоит определиться с датой проведения новых президентских выборов, обсудить изменения в Конституции и подготовить ее новый проект.
Заявление генерала, отражающее мнение военного руководства, последовало в условиях нарастающего давления оппозиции и всего населения, недовольных тем, что у власти в стране остается Бутефлика. В последние дни протесты вышли далеко за границы Алжира. В Париже, Марселе, Лилле и других городах Франции, где проживают более 760 тыс. иммигрантов из Алжира (всего вместе с детьми их насчитывается около 1,7 млн человек), состоялись демонстрации с требованием немедленной отставки главы государства.
Политики и наблюдатели расценивают заявление Каида Салаха как критически важное, которое будет определять ход событий в ближайшее время. По сути, оно стало признанием первой реальной победы вышедших на улицы еще в феврале алжирцев. Если озвученный 11 марта отказ Бутефлики в пятый раз баллотироваться на выборах, перенос их на неопределенный срок и отставка правительства были восприняты обществом как неуклюжая попытка продлить власть действующего президента и вызвали дальнейшее обострение ситуации в стране, то сегодня протестующие практически добились выполнения своих требований.
Формально у них не остается причин для недовольства. В этой связи заявление генерала Салаха может привести к спаду напряженности, стать началом нормализации обстановки. Хотя никаких гарантий этого до сих пор нет. Наиболее радикально настроенная часть оппозиции уже требует не просто ухода со сцены отдельных политиков, принадлежавших к «семье» президента, а кардинальной смены режима.
Теперь на политическую авансцену выходят военные. Именно их решение об отставке Бутефлики, по сути, подвело черту под 20-летней эпохой его правления. Военное руководство, которое, безусловно, само является частью режима, после начала массовых выступлений в целом хранило молчание. Внимательно наблюдая за развитием событий, военные, очевидно, пришли к выводу, что дальнейшее пребывание у власти Бутефлики чревато высокой вероятностью дестабилизации. Надо было выбирать. Или дальше поддерживать президента с «семьей», рискуя окунуть Алжир в хаос, или встать на сторону протестующих, отказавшись от поддержки главы государства, ставшего балластом, тянущим страну в трясину новой междоусобицы, а заодно и создающим угрозу влиянию и авторитету военных. Как видно, второй вариант оказался предпочтительней.
Эволюция взглядов руководства Вооруженных сил на события в Алжире хорошо видна на примере заявлений генерала Салаха. Чем шире становился размах протестов и решительнее требования протестующих, тем заметнее менялась и риторика военной верхушки. Если в самом начале событий Салах называл вышедших на улицы сограждан «авантюристами, создающими угрозу стабильности и безопасности страны», то позднее уже взывал к их «мудрости», «зрелости» и «патриотизму» и, наконец, заявил, что Бутефлика должен уйти. Такая метаморфоза, вероятно, связана тем, что тактика «пошаговых уступок», которую пытались применить власти, чтобы умиротворить недовольное население, не сработала. Алжирцы на частичные уступки, предложенные им 11 марта, не пошли.
В то же время, считает обозреватель алжирской «Аль-Ватан» Омар Бербише, Бутефлика и его клан оставались у власти благодаря «любезности военных». По его мнению, теперь алжирцам предстоит дождаться 28 апреля, когда истекает четвертый срок нынешнего главы государства, чтобы точно знать, остается ли армия на стороне Конституции и народа или продолжит защищать интересы режима.
Многие задаются вопросом, удастся ли военным на этот раз успокоить людей, отойти от черты, за которой начинается нестабильность. Ответить на него в условиях, когда эмоции, политические страсти зашкаливают, пока невозможно.
комментарии(0)