Кандидат от правящей партии Мехмет Ожасеки уступил оппозиционеру Мансуру Явашу считаные проценты голосов в Анкаре. Фото Reuters
Крупнейшие турецкие города продемонстрировали президенту Реджепу Тайипу Эрдогану свое неповиновение. Такие выводы можно сделать по результатам муниципальных выборов, которые состоялись в республике в минувшие выходные. Кандидаты от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет глава государства, уступили оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) позиции в Анкаре, Стамбуле и Измире. Если трактовать прошедшие выборы как референдум доверия Эрдогану, то их итоги должны заставить турецкого лидера задуматься о том, верен ли его политический курс.
Битва за пост градоначальника Стамбула традиционно считается одной из главных. Во многом потому, что именно в этом городе Эрдоган начал свою политическую карьеру. По итогам обработки 99,75% голосов 1 апреля оказалось, что мэром Стамбула горожане хотят видеть кандидата от РНП Экрема Имамоглу. Его ближайший оппонент – экс-премьер Бинали Йылдырым, участвующий в выборах от ПСР, – отстал на несколько десятков тысяч голосов. Очевидно, это озаботило правящую партию, для которой поражение в Стамбуле сулит большой репутационный урон. В связи с этим после оглашения предварительных результатов Йылдырым поспешил высказаться о возможном пересчете бюллетеней. «Есть более 300 тыс. недействительных голосов. Если будет пересмотр голосов, то результат может измениться», – сказал Йылдырым, выступая в эфире турецкого телевидения. Однако вне зависимости от решений по пересмотру Стамбул уже показал ПСР свое неповиновение.
Довольно чувствительным для партии турецкого президента выглядит и поражение в Анкаре. Выдвиженец от РНП Мансур Яваш опередил своего соперника от ПСР Мехмета Ожасеки на считаные проценты голосов. Накануне голосования наблюдатели обращали внимание, что Ожасеки уступает своим соперникам по многим параметрам. Например, у него нет релевантного управленческого опыта. Впрочем, и у Яваша тоже есть свои проблемы. Так, трудности может вызвать угроза нависшего над ним уголовного дела. Политика, который трижды баллотировался на пост мэра Анкары, подозревают в мошенничестве. Наспех найденный повод для преследования говорит о страхе Эрдогана уступить оппозиции. Главе государства не впервой использовать против своих политических оппонентов репрессивные меры, чтобы создать удобную для себя политическую конфигурацию. Но тогда Эрдогану придется браться и за исторически лояльный ему Измир, где ПСР также сошла с рельс.
Интересно, что еще в воскресенье ПСР демонстрировала уверенность в близости собственной победы. Например, Йылдырым поспешил объявить себя победителем гонки за пост стамбульского мэра. Однако радоваться на самом деле сторонникам турецкого лидера нечему. Если рассматривать голосование как референдум доверия Эрдогану, то можно сделать вывод, что жители мегаполисов отказываются верить курсу, намеченному главой республики. Похоже, все, что остается турецкому лидеру, – это продолжать нагнетать обстановку вокруг опасных планов неких внешних противников. «Мы продолжим нашу борьбу с угрозами, которые поступают в адрес нашей страны, при помощи дипломатических и военных методов. Следующие выборы пройдут в июне 2023 года, у нас впереди есть 4,5 года. За этот период мы сфокусируемся на экономике, политике, обороне и промышленном производстве», – сказал Эрдоган, выступая в минувшие выходные в Стамбуле.
«Одна из причин популярности ПСР заключалась именно в высоком уровне городского и муниципального управления, – заявил «НГ» проживающий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов, комментируя результаты выборов. – Со временем ПСР превратилась из партии идеалистов и людей, стремящихся к служению людям, в один из политических органов президентской администрации. Люди перестали воспринимать партию как силу, защищающую интересы большинства. Экономические неурядицы вконец расшатали имидж партии, профиль которой был размыт слишком яркой и активной фигурой ее лидера. Эрдоган перерос партию, он до сих пор обладает достаточной поддержкой в обществе, но поражение его соратников показывает, что его власть не так уж непоколебима. Президентская система правления, возможно, и дает Эрдогану достаточно пространства для маневра в ближайшие четыре-пять лет, но отсутствие сильной партии, на которую он мог бы опираться, да еще и вынужденный альянс с националистами, у которых свои властные амбиции, указывает на вероятность возникновения серьезных политических кризисов».
Впрочем, аналитик обращает внимание: дальнейшая ситуация во многом зависит от того, насколько политические силы в Турции готовы жертвовать своими амбициями и сотрудничать с другими течениями ради общенациональных интересов.
Отвечая на вопрос «НГ», насколько сильна оппозиция, чтобы противостоять Эрдогану и его соратникам, Ахметов заявил: «Для начала надо понять, почему выиграла оппозиция. Потому что она представила серьезную альтернативу или потому что большинство (граждан Турции. – «НГ») выразили протест против правящей партии и Эрдогана? Я склоняюсь ко второму варианту. Однако у оппозиции есть возможность закрепить успех. Как? Выдвинуть новые лица, вести диалог с оппонентами, воздерживаться от враждебной риторики в адрес сторонников Эрдогана и сосредоточить все силы на решении местных проблем. Последний пункт самый важный – именно так ПСР и пришла к власти. Она доказала, что готова служить гражданам, защищать интересы всех». Однако аналитик параллельно отмечает, что у президента Турции сейчас другие интересы – обеспечить собственное выживание через дальнейшую поляризацию общества.
комментарии(0)