Фото из аккаунта Хамдуллы Мохиба в Twitter |
Хамдулла Мохиб сейчас для чиновников Госдепартамента США является персоной нон грата. «Сегодня к имеющим международный террористический статус талибам в Вашингтоне лучше относятся, чем к секретарю СНБ Афганистана. Фактически, американцы ввели против Мохиба персональные санкции», - иронизируют в разговоре с «НГ» политические наблюдатели в Кабуле. Причиной недовольства американских дипломатов стали резкие заявления Мохиба, сделанные в середине марта во время его официального визита в Соединенные Штаты. Теперь уже ясно, что это, скорее всего, была его последняя поездка в США: еще раз визу от Госдепартамента секретарь афганского Совбеза уже вряд ли когда-либо получит.
Выступая на различных площадках в Америке, Хамдулла Мохиб публично выразил недоверие к переговорам, которые уже почти полгода ведет с талибами спецпредставитель США посол Залмай Халилзад. На самом деле, глава СНБ Афганистана выразил общее мнение афганского правительства и афганского общества, недовольных тем, что так называемый мирный процесс, заявленный переговорщиками Вашингтона и «Талибана» стал все больше напоминать их закулисный сговор за спиной Кабула. Из-за категорического отказа талибов допустить за стол переговоров представителей афганского правительства, в Кабуле понятия не имеют, о чем на самом деле ведут речь талибские и американские дипломаты, на каких условиях они пытаются достигнуть компромисса. А, тем временем, под разговоры о поисках мира, боевики «Талибана» продолжают организовывать многочисленные террористические вылазки и вооруженные нападения в различных провинциях Афганистана, жертвами которых становятся афганские силовики и гражданские лица.
«Мы не знаем, что происходит, - сказал на пресс-конференции в США Хамдулла Мохиб, комментируя избранную талибами и американцами переговорную стратегию. - Мы не обладаем той степенью ясности, которой должны обладать». Обратив внимание на недостаток информации о повестке и ходе талибо-американского диалога, Мохиб подчеркнул недопустимость унижения делегации афганского правительства талибами, что имело место в Дохе некоторое время назад, когда талибы отказались допустить в зал переговоров кабульских эмиссаров. При этом американские партнеры, прежде всего, посол Халилзад, не вступились за представителей Кабула, фактически, тем самым, встав на позицию переговорщиков «Талибана».
В ходе мартовского визита в США Хамдулла Мохиб подверг открытой критике и самого спецпредставителя США по вопросам афганского примирения Залмая Халилзада. Глава СНБ Афганистана публично озвучил широко распространенное среди афганских политиков, журналистов и общественных деятелей мнение, что на переговорах с талибами посол Халилзад, имеющий афганские корни, руководствуется, прежде всего, личными амбициями. И что интерес главного переговорщика Вашингтона к поддержанной талибами идее передачи власти в Афганистане некоему временному правительству связан с намерением Халилзада стать «наместником» или «вице-королем» страны, возглавив этот самый временный кабинет министров.
После этих публичных заявлений, которые, повторимся, всего лишь воспроизводили мнения, оценки и предположения представителей афганской политической элиты, Хамдулла Мохиб, поработавший ранее несколько лет послом Афганистана в США, в один миг превратился в нежелательную для Госдепартамента персону. Сначала заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Роберт Хейл потребовал объяснений у Мохиба, заметив, что его выпады ставят под угрозу американо-афганские отношения. Затем секретарь по национальной безопасности США Джон Болтон отказался от встречи с Хамдуллой Мохибом. Наконец, спустя сутки после скандальных заявлений главы СНБ Афганистана, Роберт Хейл связался по телефону с президентом Ашрафом Гани и уведомил его о прекращении всякого взаимодействия с Мохибом – как в Вашингтоне, так и в Кабуле. Тогда же в ряде западных СМИ появились предположения, что Госдепартамент будет добиваться отставки Хамдуллы Мохиба, апеллируя к тому, что деятельность сотрудников СНБ Афганистана финансируется из американского бюджета.
Последние две недели в Кабуле чиновники, политики и журналисты гадают, «сдаст» ли президент Гани своего советника по национальной безопасности или нет? «Мохиб публично сказал то, о чем думают и говорят в Кабуле, в том числе, чиновники в афганском правительстве, - прокомментировал ситуацию источник «НГ» в афганской столице. – Американские переговорщики явно увлеклись игрой в сепаратные переговоры с талибами и стали все больше игнорировать интересы и значение правительства Афганистана. Устами Мохиба Кабул заявил о недопустимости такого положения дел. В этом смысле глава СНБ выступил как защитник национального суверенитета и достоинства Афганистана. И теперь вашингтонские чиновники пытаются ему за это отомстить».
За ходом политической интриги вокруг Хамдуллы Мохиба сегодня внимательно наблюдают в афганском политическом классе, талибы, политические элиты в странах региона. «От того, какое развитие получит эта история, чем она закончится, будет зависеть политическая репутация президента Гани и афганского правительства, - сказал «НГ» один из кабульских политических экспертов. – Если Вашингтон хочет, чтобы Кабул продолжали считать американской марионеткой, как о том без устали повторяют талибы, то американцы продолжат добиваться отставки Мохиба. Но от этого в итоге не станет лучше, ни афганским властям, ни их обидчивым американским союзникам».
Сегодня в Кабуле обсуждают несколько возможных сценариев реагирования президентом Гани на «инцидент с Мохибом». Первый сценарий – все остается, как есть, президент оставляет Мохиба на посту главы СНБ и игнорирует требования американской стороны. Этот сценарий считают вероятным очень немногие кабульские наблюдатели. Второй сценарий – Мохиб сохраняет за собой должность руководителя Совбеза, но президент назначает ему влиятельного в политическом отношении первого заместителя, который и будет в дальнейшем заниматься контактами с Вашингтоном. Третий сценарий – Мохиб уходит с поста главы СНБ, «перемещается по горизонтали», например, на должность министра иностранных дел или на какой-то иной сопоставимый по статусу пост. По оценкам источников «НГ» в Кабуле, в этом случае новым руководителем СНБ Афганистана могут стать бывший глава МВД Омар Даудзай или нынешний афганский посол в Лондоне Саид Таиб Джавад.
Впрочем, какой бы в итоге сценарий не был выбран президентом Гани, необходимый Кабулу политический результат от мартовского демарша Хамдуллы Мохиба уже получен: американские представители отказались от тактики фактического игнорирования афганского правительства в рамках переговорной игры с талибами.
Как сообщили афганские СМИ, вечером 31 марта в Кабул прибыл посол Залмай Халилзад, который 1 апреля встретился с ключевыми политическими фигурами в окружении Ашрафа Гани - руководителем президентской канцелярии Абдул Саламом Рахими и спецпредставителем президента в регионе по вопросам примирения Омаром Даудзаем. В ходе встречи Халилзад рассказал афганским чиновникам о ходе переговоров с талибами в Катаре, а также обсудил перспективы формирования переговорной группы (с участием представителей кабульского правительства) для подключения к новому раунду этих переговоров, который запланирован на 14-15 апреля.
В тот же день, 1 апреля, Залмай Халилзад, посол США в Кабуле Джон Басс и командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Скотт Миллер встретились с президентом Ашрафом Гани, где также обсудили ход переговорного процесса. Примечательно, что Хамдулы Мохиба на этой встрече не было. Как следовало из информации, опубликованной главой СНБ Афганистана в своем Twitter, первый день апреля он провел в срочной служебной командировке в восточных провинциях Нуристан и Кунар. Очевидно, таким образом, президент Гани нашел компромиссную формулу, которая позволяет сохранять Мохиба на посту главы Совбеза страны и, одновременно, использовать результаты его мартовского демарша в виде «сеансов искренности» со стороны американских партнеров.
Чем бы ни закончилась интрига с бойкотом Хамдуллы Мохиба чиновниками Госдепартамента США, очевидно, что она уже добавила ему популярности в афганском обществе, а также вызвала повышенный интерес в странах региона. Можно предположить, что чем меньше будут готовы принимать Мохиба в Вашингтон, тем скорее его пригласят в гости в Москву, Пекин или Тегеран. Хотя бы потому, что среди афганских политиков не так много сегодня людей, имеющих смелость говорить в лицо американским партнерам то, о чем остальные шепчутся по кабульским политическим салонам.
комментарии(0)