Фото by IRANIAN PRESIDENCY / HANDOUT/Anadolu Agency/Getty Images)
В Сирии назревает новый вооруженный конфликт, связанный с возможностью реального доступа Ирана к Средиземному морю. Это может произойти после 1 октября 2019 года. Согласно договору между Дамаском и Тегераном, именно с этой даты должна начаться аренда Ираном морского порта в городе Латакия. Арабские СМИ сообщают, что такие договоренности были достигнуты 25 февраля с.г. во время «исторического» визита сирийского лидера Башара Асада в Тегеран. А сейчас якобы уже отрабатываются логистические задачи, а также прокладывается новый транспортный маршрут от берегов Каспия к сирийским морским портам.
Выход к Средиземному морю через «азиатский коридор» интересен и России, поскольку в случае реализации данного плана она напрямую через иранские терминалы на Каспии, территорию Ирака и Сирии получит «сухопутный мост» к Средиземноморью. Однако этому проекту могут серьезно помешать санкции США в связи с внесением Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана в американский список террористических организаций.
Тегеран еще три года назад устами начальника Генштаба Исламской Республики генерал-майора Мохаммада Хосейна Багери, который долгое время командовал КСИР, заявлял, что готов создать свои военно-морские базы в Сирии и Йемене. А СМИ Израиля не раз сообщали, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху высказывал президенту РФ Владимиру Путину озабоченность данной проблемой.
Москва официально ситуацию не комментировала. Но ряд СМИ отмечал «некоторые проблемы» в связи с планами Тегерана обосноваться в Средиземноморье, поскольку оборудовать причалы для своих кораблей (в том числе военных) Иран планировал в морском порту города Латакия. Этот объект находится рядом с российской военно-морской базой в Тартусе.
И такое соседство, учитывая агрессивные планы США и Израиля по отношению к Ирану, для российской военно-морской и сухопутной группировки, размещенной в провинции Латакия, ничего хорошего не предвещает.
Между тем, как выясняется, Москва так и не сумела (или не захотела) воспрепятствовать укреплению Ирана на средиземноморском побережье. По данным сирийских СМИ, в настоящее время морской порт в Латакии эксплуатируется французской компанией. Но уже в октябре 2019 года его оператором станет Иран. Пока со стороны США и Израиля нет конкретной реакции на такое возможное развитие событий. Хотя Нетаньяху не раз заявлял, что будет препятствовать экспорту иранских углеводородов и других товаров морским путем и не допустит у своих границ иранских объектов. Кстати, как известно, иранские объекты в Сирии самолеты ВВС Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) не раз бомбили. Нетаньяху после визита в феврале с.г. в Москву также заявил, что «Израиль и Россия будут совместно работать над выводом из Сирии всех иностранных сил». Конечно, имея в виду в первую очередь иранские войска.
Порт, если он перейдет под контроль Ирана, будет, видимо, выполнять в основном гражданские функции, но США не исключают присутствия там структур КСИР, в том числе Военно-морских сил. Значит, есть вероятность, что «иранский» порт будет блокирован невоенными и военными способами со стороны Соединенных Штатов и их союзников. Более того, с учетом признания КСИР террористической организацией Пентагон может нанести ракетный или бомбовый удар по порту, ссылаясь на нахождение там подразделений «стражей».
Как заявил в понедельник госсекретарь США Майкл Помпео, КСИР, который, по версии американских властей, глубоко интегрирован в иранскую экономику, должен стать «радиоактивным» для зарубежного бизнеса. «На бизнесе и банках во всем мире теперь лежит ясная ответственность гарантировать, что компании, с которыми они проводят финансовые транзакции, никаким осязаемым образом не связаны с КСИР», – отметил Помпео.
8 апреля сирийское информагентство SANA, ссылаясь на официальный источник в Министерстве иностранных дел Сирии, сообщило, что, по мнению МИД республики, действия США против КСИР являются «вопиющим нарушением суверенитета Ирана». Дамаск давно требует вывода американских войск из Сирии и освобождения Голанских высот, которые США признали израильской территорией. Для решения этих вопросов президент Сирии Башар Асад встречался в марте 2019-го с ирано-иракской делегацией, в состав которой входили генерал Богери и начальник Генштаба Вооруженных сил Ирака генерал Усман Али аль-Ранми. Как пишет израильский портал Nziv, на переговорах обсуждались шаги по усилению иранского военного присутствия в Ираке и Сирии. СМИ обращают внимание на то, что в Дамаске была достигнута договоренность об открытии для иранских военных сухопутных границ с Ираком и Сирией. Речь идет о контрольно-пропускном пункте Келар на границе с Ираном, к северо-востоку от Багдада и о пограничном переходе Аль-Каим на иракско-сирийской границе. Кроме того, Иран и Ирак планируют объединить свои системы противовоздушной обороны.
«На фоне требований Багдада вывести войска США из Ирака это можно трактовать как новый арабо-иранский антиамериканский союз, который, конечно, будет противостоять и Израилю», – сказал «НГ» военный эксперт полковник Шамиль Гареев. Он не исключает нового витка вооруженного противостояния Вашингтона и Тель-Авива против Тегерана, связанного со стремлением руководства Ирана укрепить военно-экономические позиции на побережье Средиземного моря. «Для интересов России такой конфликт на первый взгляд не имеет большого отрицательного значения. Однако ослабление в Сирии позиций Ирана негативно повлияет на устойчивость нынешнего сирийского режима, что Москве крайне невыгодно. Невыгодно ей и терять транспортный коридор от Каспия до Средиземноморья. Значит, по всей видимости, Москва будет решительно против любых агрессивных действий противников Сирии и Ирана. Но препятствовать этому она сможет только политическими и дипломатическими методами», – считает Гареев.
комментарии(0)