На фото генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано. Фото Askin Kiyagan/Anadolu Agency/Getty Images
От Саудовской Аравии ждут гарантий, что ее ядерная программа не будет носить военного характера. Предложение заключить соответствующие договоренности сделало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Как считается, первый экспериментальный ядерный реактор будет создан на территории королевства до конца этого года. В экспертной среде полагают, что международные инспекторы вряд ли помешают Саудовской Аравии развить свой военный атом, если у нее возникнет такое желание.
Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, выступая в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, заявил о необходимости заключить соглашение с Эр-Риядом о гарантиях, которые касаются ядерного топлива для первого реактора. Подобные договоренности МАГАТЭ, как правило, подписывает со всеми, кто не обладает ядерным оружием. Документ позволяет агентству применить гарантии ко всему ядерному материалу на территории страны-подписанта. Соглашение предполагает регулярную проверку объектов на то, что подобный материал не используется в военных целях. Амано уточнил, что в самом факте создания первого реактора в Саудовской Аравии нет ничего секретного. По его словам, о своих намерениях в ядерной сфере королевство проинформировало организацию еще пять лет назад. В Эр-Рияде неоднократно указывали на мирный характер своей программы.
Накануне наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман одобрил ряд крупных проектов, в том числе по формированию первого в королевстве исследовательского реактора. Как сообщило Саудовское агентство печати (САП), во время визита в Центр науки и технологий имени короля Абдель Азиза наследник престола дал старт семи стратегическим проектам, которые включают в себя создание мощностей как в ядерной области, так и в сфере возобновляемых источников энергии. Например, это проекты по производству солнечных панелей, опреснительной станции, лаборатории генной медицины и центра по строительству воздушных судов, в том числе беспилотных летательных аппаратов. Как уже не раз говорилось, саудовский правящий дом планирует построить 16 ядерных реакторов на своей территории, а к 2030 году хочет вырабатывать 9,5 ГВт электроэнергии за счет возобновляемых источников.
Кто взялся сооружать саудовский исследовательский реактор, уже известно. Это аргентинская компания INVAP. В ближайшее время должен быть объявлен тендер на создание в 2020 году двух энергоблоков первой в стране АЭС. Среди возможных претендентов на право сооружения станции – компании из России, США, Китая, Южной Кореи и Франции. Американская администрация по-прежнему хочет отвоевать для американцев эту возможность. В ближайшее время в Саудовскую Аравию отправится министр энергетики США Рик Перри. О своих планах он рассказал на очередном заседании Национального совета по нефти. В прошлом году на встрече с саудовскими чиновниками в Эр-Рияде Перри пытался лоббировать интересы американских компаний, занимающихся ядерными технологиями.
«В соответствии с теми положениями, которые действуют сейчас, инспекторы МАГАТЭ проверяют лишь те реакторы, которые поставлены под контроль, – напомнил «НГ» военный эксперт Владимир Евсеев. – Если помимо этих реакторов будет еще тот, который под контроль МАГАТЭ не взят, естественно, агентство ничего сделать не сможет. То есть речь идет только о проверке в рамках заявленной ядерной деятельности». Кроме того, речь идет об исследовательском реакторе, отмечает эксперт. «Такие реакторы, как правило, используются для подготовки и получения опыта, – говорит Евсеев. – Думаю, что саудовский реактор нужен в основном для подготовки персонала, и вряд ли на нем будет что-то разрабатываться». Однако аналитик считает: если у МАГАТЭ возникнут вопросы к определенному реактору в Саудовской Аравии, то тогда на нем необходимо не просто проводить регулярные проверки, но и ставить видеокамеры в местах выгрузки топлива. «Это позволяет выявлять количество выгрузок, – обращает внимание Евсеев. – Если будет зафиксирована учащенная выгрузка топлива, это наведет на некоторые подозрения. В связи с этим речь (в рамках саудовского ядерного досье. – «НГ») должна идти не только об инспекции объектов, но и об установке камер наблюдения».
комментарии(0)