Премьеры КНР, Хорватии и Греции удовлетворены результатами встречи в Дубровнике. Фото Reuters
Полку стран Центральной и Восточной Европы, желающих установить особые отношения с Китаем, прибыло. К 16 государствам присоединилась Греция. На конференции в Дубровнике побывал глава греческого правительства Алексис Ципрас. В присутствии премьер-министра КНР Ли Кэцяна он объявил, что Греция вслед за Италией становится участником проекта Шелкового пути. Вашингтон и Брюссель, опасаясь, что с помощью этой инициативы Пекин подчиняет бедные страны своему влиянию, создали альтернативу китайским инвестициям.
Дождь послужил хорошей рекламой китайским фирмам, прокладывающим железные дороги и выполняющим другие инфраструктурные проекты в Европе. Ли Кэцян, прилетевший на встречу с руководителями государств Восточной и Центральной Европы (группа 16+1) в Дубровнике, посетил строящийся мост через Малостонский залив в Хорватии. Этот мост возводится китайской компанией, китайскими рабочими, в основном на деньги Евросоюза.
Ли перед камерами репортеров провозгласил: «Этот мост станет радугой над водой и землей». Гость тем самым хотел донести до европейской аудитории простую мысль: Китай не домогается господства в Европе и других частях света, он пришел с миром.
Послание весьма своевременное. Ведь на его встрече с высшими чиновниками ЕС в Брюсселе несколькими днями ранее выявились расхождения. Тяжеловесы объединенной Европы, прежде всего в лице Франции и Германии, обеспокоены тем, что Китай, предлагая деньги и услуги своих технологических компаний, берет под контроль линии телекоммуникаций и подобные объекты в Старом Свете. А поскольку его крупные фирмы, такие как Huawei, cвязаны с правительством, то эти линии будут источником получения информации для китайской разведки. Подозрения Еврокомисии отражены в опубликованном ею в марте анализе, где Китай назван «стратегическим конкурентом».
Дело дошло до того, что финансовая структура ЕС вступила в альянс с Корпорацией зарубежных частных инвестиций США (OPIC) и соответствующим органом Канады. Задача альянса – противодействовать инициативе «Шелковый путь», которая опирается на китайское государство, и внедрять в развивающемся мире модели экономического развития, основанные на приоритете частного капитала.
Это не первое такое соглашение с участием американцев. Ранее OPIC стала партнером аналогичных структур Японии и Австралии. Дэвид Бохигян, исполняющий обязанности президента OPIC, сказал, что пакт между США, Канадой и ЕС даст возможность участникам содействовать друг другу, добиваться, чтобы финансирование развития основывалось на суверенитете стран-реципиентов. Это необходимо, поскольку правительство КНР занимается «долговой дипломатией».
Но притягательной силе китайских денег сопротивляться трудно. Недаром к плану Шелкового пути вслед за Италией (см. «НГ» от 09.04.19) теперь присоединилась Греция. Греческий премьер Алексис Ципрас заявил: «То, что мы стали теперь группой 17+1, – хорошая новость».
Но это не значит, что дорога к сближению Китая с Восточной Европой усыпана розами. Широко разрекламированный план строительства железной дороги из Белграда в Будапешт безнадежно увяз по разным причинам, отмечает New York Times. За последние два года приток китайских инвестиций замедлился.
К тому же Польша и Чехия, две страны, которые раньше выступали как самые горячие поборники привлечения китайских капиталов, к нему охладели. Об этом говорит, в частности, арест по подозрению в шпионаже в Польше регионального директора компании Huawei.
В беседе с «НГ» руководитель Школы востоковедения ВШЭ(У) Алексей Маслов отметил: «Стало ясно, что Китай стремится иметь дело не с Евросоюзом как с единым целым, а разбив его на две части. Конструкция 16+1 создана Китаем. Есть несколько стран, лидеры которых стоят за расширение взаимодействия с Пекином. Это Албания, частично Сербия и Босния, которые четко говорят ЕС: если Брюссель не будет выделять деньги, они будут брать у Пекина».
Тем не менее на ЕС приходится около 70% прямых инвестиций в этом регионе. А китайские инвестиции пока не очень велики. Китай рассматривает связи с этими странами как шлюз для того, чтобы войти с проектом Шелкового пути. Тем не менее никаких серьезных окриков из Брюсселя не последовало. Там понимают, что Восточной Европе нужны деньги.
А внутри этих стран произошли изменения, рассказал эксперт. Например, в Чехии стали проводить серьезные экспертизы, связанные с «Одним поясом, одним путем». То есть там стали смотреть на сотрудничество с Китаем более взвешенно.
Инвестиции Китая на западных Балканах составляют примерно 7 млрд долл. Это значительно больше, чем Китай вкладывает в России. И балканские порты активно используются для перевозки китайских товаров в Европу, минуя Россию, заключил Маслов.
комментарии(0)