Фото Fatemeh Bahrami/Anadolu Agency/Getty Images
Началась VIII Московская конференция по международной безопасности. Как и в прежние годы, одна из главных тем – конфликты на Ближнем Востоке. Освобождение территории Сирии и Ирака от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) пока не привело к полному уничтожению формирований исламистов. А геополитические проблемы и экономические интересы стран, присутствующих в регионе, становятся предпосылками новых конфликтов.
На конференцию прибыли делегации более 100 государств. Прорывных решений от мероприятия ждать не стоит. От участия в конференции, как обычно, отказалось большинство стран Европы и США: проблемы Сирии, Ирака и других стран они пытаются решать только в своих интересах, далеких от интересов Москвы и ее союзников.
Заместитель министра обороны России Александр Фомин заявил журналистам, что Вашингтон «оказывает давление на своих партнеров». «Тезис США об уничтожении ИГ не в полной мере соответствует действительности. Это не совсем спокойный регион (Сирия и Ирак. – «НГ»). В нем сохранилась инфраструктура боевиков, действуют остатки отдельных бандформирований. Мы считаем, что необходимо прекратить их поддержку и позволить правительственным войскам Сирии завершить операцию по освобождению своей территории от всех бандитских группировок. В противном случае угроза возвращения ИГ останется», – отметил он.
Фомин не утверждает, что США поддерживают группировки ИГ. Однако военно-дипломатические источники не раз сообщали о связях американских спецслужб с террористами. Об этом же сообщила 23 апреля проправительственная сирийская газета «Аль-Ватан». Она утверждает, что «коалиция США готовит боевиков для захвата новых районов на востоке Сирии». По данным издания, это происходит в лагерях оппозиционной группировки «Магавир ас-Саура», которую поддерживает Вашингтон. Сирийские журналисты подчеркивают, что в настоящее время формирование занимается набором в свои ряды новых членов, в основном из лагеря беженцев «Эр-Рукбан», находящегося в непосредственной близости от американской базы в Ат-Танфе. В частности, речь идет о захвате стратегически важных населенных пунктов Абу-Кемаль и Меядин в провинции Дейр-эз-Зор.
Это основные пункты транспортного коридора, идущего из Ирана через Ирак в Сирию и далее к побережью Средиземного моря. У США и Израиля есть большое желание перекрыть его, и поражение Ирана становится их главной целью на Ближнем Востоке.
Интернет-портал Axios со ссылками на свои источники сообщает, что американский госсекретарь Майкл Помпео во время закрытой беседы с представителями американо-иранского сообщества в США утверждал, что Соединенные Штаты не стремятся «к смене режима в Иране путем прямого военного вмешательства». Он намекал на то, что будут выбраны иные способы воздействия. И нефтяное эмбарго, видимо, в их числе. Как сообщила в понедельник пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, президент США Дональд Трамп решил с начала мая не выводить другие страны из-под действия санкций за закупку нефти у Ирана. «Это решение направлено на то, чтобы свести к нулю экспорт иранской нефти, лишив иранский режим основного источника доходов… Решение принято после внесения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в список иностранных террористических организаций, что демонстрирует приверженность США уничтожению иранской террористической сети и изменению злонамеренного поведения иранского режима», – говорится в заявлении.
В ответ командующий Военно-морскими силами КСИР контр-адмирал Алиреза Тангсири 22 апреля предупредил, что в случае перекрытия потоков иранской нефти, силы КСИР перекроют Ормузский пролив – стратегическую артерию в зоне Персидского залива, не позволив другим странам региона транспортировать нефть на внешние рынки. Военный эксперт капитан 1 ранга Олег Шведков сказал «НГ», что «Тегеран способен это сделать путем постановки глубинных мин на путях следования нефтеналивных танкеров».
Таким образом, новый конфликт в Персидском заливе налицо. И его, конечно, будут обсуждать на Московской конференции по безопасности, куда по приглашению министра обороны РФ Сергея Шойгу прибыл глава военного ведомства Ирана Амир Хатами.
А 25–26 апреля в казахстанском Нур-Султане запланирована международная встреча в «астанинском формате». В ней примут участие делегации государств-гарантов – Ирана, России и Турции, правительства и оппозиционных вооруженных групп в Сирии, а также ООН и Иордании (в качестве наблюдателей). Будут обсуждаться дальнейшие направления борьбы с терроризмом и достижения прогресса в политическом процессе.
Уже ясно, что в переговорах в Нур-Султане не будут участвовать курды. В настоящее время они находятся в конфронтационных отношениях с режимом Башара Асада. Представитель «Отрядов народной самообороны» (YPG) пресс-секретарь YPG Нури Мохаммед в интервью агентству Kurdistan24 заявил, что «сирийские курдские силы готовы отразить любые военные атаки сирийского режима». Мохаммед обратил внимание на то, что «Россия сохраняет свое военное присутствие в Сирии, но ее влияние на Дамаск ослабло». По его словам, «сейчас Москва реализует свою повестку дня в Сирии через Турцию».
Военный эксперт Шамиль Гареев отметил в беседе с «НГ»: «Россия имеет возможность повлиять на решение курдского вопроса в Сирии, несмотря на то что за курдами стоят США. С YPG Москва может договориться. И тогда Асад будет иметь возможность контролировать всю территорию Сирии, в том числе земли восточнее Евфрата. Но этому диалогу мешает Турция. Проблема курдов зашла в тупик».
комментарии(0)