Фото Chip Somodevilla/Getty Images
Американского президента Дональда Трампа уличили в недовольстве рекомендациями, разработанными помощником по национальной безопасности Джоном Болтоном. Газета Washington Post со ссылкой на источники в администрации сообщила, что глава Белого дома разочарован «ястребиной» стратегией Болтона в отношении Венесуэлы. Тревогу за политическую судьбу президентского помощника по национальной безопасности внушает и то, что теперь интенсивные контакты с российским руководством ведет преимущественно госсекретарь Майкл Помпео.
Несколько источников Washington Post сообщили, что Трампу не понравилась жесткая стратегия в отношении Боливарианской Республики, которая была предложена Болтоном. Так, по этим данным, хозяин Овального кабинета поставил под сомнение эффективность «интервенционистской позиции» Соединенных Штатов в контексте венесуэльского кризиса. Такая политика противоречит предыдущим заявлениям американского лидера, который пообещал электорату больше не применять военную силу за рубежом так, как это делали его предшественники. Кроме того, президент США посетовал, что его дезинформировали «по поводу того, как легко можно было бы заменить социалистического лидера молодой оппозиционной фигурой». Режим Николаса Маудро оказался крепче, чем предполагали в политическом истеблишменте Соединенных Штатов.
Впрочем, комментируя журналистам сообщения о своих разногласиях с Болтоном, Трамп заявил следующее: «Я единственный, кто его сдерживает. Это нормально. Мои люди придерживаются разных взглядов. У меня есть Джон Болтон, а также другие, кто немного миролюбивее, чем он. Мне нравится Джон». Президент США признал, что у его помощника по национальной безопасности «жесткая позиция» по ситуации в Венесуэле. Впрочем, как известно, Болтон поддерживает свое «ястребиное» реноме не только в вопросах, связанных с Венесуэлой. Его считают апологетом идеи о необходимости государственного переворота в Иране. Не случайно 5 мая он назвал отправку ударную группу ВМС во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и тактическую группу бомбардировщиков в зону оперативной ответственности Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) «сигналом Ирану».
Опрошенные изданием Hill члены Конгресса заявили, что они по-прежнему с большим подозрением относятся к политике, которую проводит Болтон, однако сомнительно, чтобы помощник президента активно настаивал на военном сценарии. «Я пока еще далек от вывода, что он занимается именно этим», – заявил сенатор-демократ Боб Менендес, который входит в комитет Сената по международным отношениям. Конгрессмен-демократ Адам Смит придерживается той же точки зрения. «Я пока еще не видел доказательств того, что Болтон хочет начать войну без промедления», - сказал он. – Я думаю, что он просто хочет использовать сильную риторику».
Впрочем, в то же время нельзя сбрасывать со счетов гипотезу, что «сливы» о расхождениях Трампа и Болтона во взглядах являются ничем иным, как попыткой политконсультантов Белого дома снизить уровень ответственности лидера Соединенных Штатов за ряд «ястребиных» шагов во внешней политике в глазах американского общественного мнения. Избирательная кампания-2020 уже стартовала, и Трампу жизненно важно привести свои обещания, данные накануне выборов 2016 года, в соответствие с нынешними действиями администрации. А Трамп часто позиционировал себя как сторонника прекращения дорогостоящих военных кампаний, которые Соединенные Штаты ведут за рубежом.
Однако остаются основания предполагать, что с Болтона снята часть ответственности. Например, нельзя оставить без внимания то, что на первый план в разговоре с российским руководством вышел Майкл Помпео. После того, как шеф американской дипломатии провел со своим российским коллегой Сергеем Лавровым встречу в Финляндии на полях заседания Арктического совета, Помпео еще ожидают в Сочи 14 мая. Ожидается беседа с президентом РФ Владимиром Путиным. Раньше частые контакты с властями РФ вел Болтон. Безусловно, каждый из членов президентской администрации США имеет свою сферу ответственности. К примеру, визиты Болтона в Москву были связаны преимущественно с проблемами стратегической стабильности. Однако же на фоне обострения ситуации вокруг Ирана и Венесуэлы можно допустить, что внутри Белого дома произошло перераспределение полномочий.
комментарии(0)